Календарь

Май 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С РЕБЕНКОМ –

ЗАЛОГ БЕЗОПАСНОСТИ ЕГО ЖИЗНИ.

БЫТЬ В КОНТАКТЕ С РЕБЁНКОМ – ПРОСТО!

ВАЖНО!

Родители несут ответственность не только за экономическое содержание и обеспечение ребенка образованием, но и за формирование его личности. Родители дают знания о мире, учат решать проблемы и устанавливать отношения с другими людьми.

Рекомендация родителям: не отворачивайтесь от ребенка, если у него возникли проблемы, которые кажутся Вам пустяками. Вы старше, мудрее и опытней, а ребенок переживает всё в первый раз. Помогите ему подготовиться к самостоятельной жизни и научите справляться с трудностями, так Вы покажете, что совсем не обязательно оставаться наедине с проблемами и просить о помощи – нормально и правильно!

ВАЖНО!

Ваш ребенок нуждается в Вас независимо от возраста: ребенку всегда необходимо Ваше внимание. Рекомендация родителям: уделяя 15 минут ежедневно на разговор с ребенком о его делах и эмоциональном состоянии, Вы позволяете ребенку чувствовать себя нужным и важным для Вас, а значит – неодиноким!

ВАЖНО!

Любовь и забота – это не только экономическое обеспечение нужд и предоставление материальных ценностей. Деньги, гаджеты и вещи не заменят родительских объятий и слов, выражающих теплые чувства. Рекомендация родителям: обнимайте своего ребенка и учитесь выражать любовь словами. Простые фразы: «Я люблю тебя! Ты очень важен в моей жизни» дают ребенку чувство значимости и опору в борьбе с жизненными трудностями.

ВАЖНО!

Интересы ребенка – часть его жизни и личности, они отражают его психологическое состояние. Родителям необязательно быть экспертами в молодежной музыке, кинематографе и комиксах, но познакомиться с интересами ребенка – задача каждого родителя. Рекомендация родителям: расспросите ребенка о его увлечениях и по возможности постарайтесь разделить данные увлечения с ним (послушать музыку или стрим модного блоггера, посмотреть популярный молодежный сериал и др.). С одной стороны, это способ провести время вместе, а с другой – узнать больше о своем ребенке, а также о возможных проблемах его жизни.

ВАЖНО!

Вы не сможете помочь ребенку абсолютно во всём, а ребенок не всё может доверить Вам – и это нормально! Кроме того, Вы не сможете быть с ребенком в режиме «24/7». Рекомендация родителям: научите ребенка просить о помощи других людей, расскажите о правилах обращения в экстренные службы и на горячую линию «Детский телефон доверия». Однажды это может спасти жизнь Вашему ребенку.

ЕДИНЫЙ ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ: 8 – 800 – 2000 –122

Дети и развод родителей. Рекомендации психолога.

                                                                      Общие рекомендации

1. Заверьте ребёнка, что вы его любите, он вам нужен, и вы его не бросите. Делайте это
неоднократно.

2. Если вы куда-то уходите, и ребёнок остаётся с кем-то другим, оставьте номер телефона, по
которому вас можно найти, чтобы ребёнок мог туда позвонить.

3. Поставьте своего ребёнка в известность о разводе до того, как это произойдёт.

4. Понятно и доходчиво, соответственно возрасту объясните детям причины развода.

5. Убедитесь в том, что ваш ребёнок понимает то, что вы ему объясняете.

6. Ставя ребёнка в известность о разводе, объясните, заверьте его, что он тут совершенно ни при чём. Он не мог и не сможет ничего сделать. Развод – это решение, которое принимается взрослыми, а не детьми.

7. Предоставьте ребёнку не одну возможность выяснить ситуацию с обоими родителями: задать
вопросы, поговорить о своих чувствах.

8. Дайте ребёнку возможность в период развода оставаться в тесном контакте с обоими родителями. Не принуждайте ребёнка выбирать одного из вас.

9. Дайте ребёнку время всё обдумать и «переварить».

10. Признайте право ребёнка питать особые тёплые чувства к вашему бывшему партнёру по браку,
даже если они не схожи с вашими чувствами.

11. Побуждайте ребёнка выражать свои мысли и чувства. Легче это делать в совместных играх и
занятиях.

12. Дайте ребёнку чётко понять и усвоить, что вы всегда останетесь его родителями и будите о нём заботиться. Партнёры по браку могут разойтись, но расстаться с детьми родители не могут.

13. Если вы уходите из семьи, то заверьте ребёнка что вы его любите, и он всегда останется в вашей жизни. Не давайте обещаний, которые не будут выполняться. Это «разобьёт» ребёнку сердце.

14. Заверяя ребёнка в том, что он вам дорог, и вы его не покинете, дайте ему понять, что вы не
позволите ему распоясаться и пренебрегать правилами поведения. Должна быть последовательная, рациональная дисциплина.

15. Если родитель не хочет поддерживать отношения с ребёнком, он должен объяснить, что причина этого кроется не в ребёнке.

16. После развода важно предоставить детям время быть детьми и не взваливать на них огромную ношу различных проблем.

17. Выделите время специально для себя и своего ребёнка, чтобы просто посидеть с ним, поговорить, а главное, чтобы укрепить в нём чувство уверенности и собственного достоинства.

18. Постарайтесь обеспечить ребёнку спокойный, размеренный и предсказуемый, домашний режим. Постарайтесь вносить в привычную жизнь ребёнка как можно меньше изменений.

19. О встрече с родителем, который теперь живёт отдельно, лучше предупреждать ребёнка за
несколько дней. Лучше если это будет определённый распорядок.

20. Будьте внимательны к своему эмоциональному состоянию и эмоциональному состоянию своего ребёнка.


 «Как сказать о разводе ребенку»

1. О разводе детям желательно сообщать обоим родителям вместе. Это поможет сохранить у детей чувство доверия к родителям, когда супружеские отношения окончательно разрушатся.

2. Не подрывайте репутацию своего бывшего супруга. Дети не должны выслушивать
пренебрежительные слова о человеке, которого они продолжают любить.

3. Будьте готовы сказать детям, какой теперь будет их повседневная жизнь, даже если это придется повторить не один раз.

4. Дети должны проводить достаточное количество времени с обоими родителями. После развода родителям желательно сотрудничать по вопросам воспитания детей.

5. Сообщая о разводе, приводите детям доводы, которые им понятны и доступны.

6. Если поводом для развода послужило асоциальное поведение (алкоголизм, пристрастие к
азартным играм и др.) одного из супругов, не следует замалчивать это, но также не стоит
представлять своего супруга чудовищем. Это вызовет у детей еще большую тревогу и, возможно,
обратную вспышку.

Например, можно сказать так: «Да, проблема алкоголизма твоей мамы повлияла на мое решение
развестись. Но главное не это, просто мы сошлись на том, что больше не можем жить вместе». Если вы расстаетесь, но ещё не разводитесь, то постарайтесь дать детям как можно больше информации о том, как надолго вы собираетесь расстаться.

7. Если вы расстаетесь, но ещё не разводитесь, то постарайтесь дать детям как можно больше
информации о том, как надолго вы собираетесь расстаться.

8. Детям следует напоминать, что не они причина развода. По возможности говорите детям
сопереживающие слова.

9. Пока окончательное решение развестись не принято, не сообщайте об этом детям.

10. Никогда не ставьте детей в такое положение, которое вынуждало бы их сохранять вам верность и помогать вам, а другого родителя предавать.

11. Стараться поддерживать в доме теплую атмосферу и выполнять с супругом свои родительские
обязанности.

12. Отрепетируйте с супругом то, как вы будете сообщать детям о разводе.


                                                       «Когда один из родителей покидает семью»

1. Длительное расставание родителей и детей приводит к эмоциональному отда

2. Помните о том, что ваш оставшийся гнев на бывшего супруга может послужить препятствием для его встреч с детьми.

3. Если одного из родителей жизнь детей больше не интересует, не стоит его защищать, лучше
признать правду.

4. Желательно, чтобы отношения детей с бабушкой и дедушкой в результате развода не пострадали.

5. Если ваш ребенок идеализирует отсутствующего родителя, пусть это вас не пугает, так как рано
или поздно у него развеются иллюзии.

6. Детям нужно слышать три вещи: сопереживание по поводу их чувств, правдивое выражение
вашего мнения и слова поддержки.

7. Злобные комментарии в адрес одного из супруга могут вызвать у детей встречную вспышку
эмоций.

8. Если получилось так, что вы стали отсутствующим родителем, который не имеет возможности
быть рядом, пересмотрите свои причины такого «отсутствия». Делайте все возможное, чтобы
встречаться как можно чаще, посылайте им открытки, звоните по телефону, показывайте, как вам
дороги дети.


                                               «Прощание с ребенком после встречи с ним»

1. Постарайтесь поселиться поближе к детям, чтобы быть максимально доступным для них.

2. Чтобы привыкнуть к свиданиям с детьми, требуется длительное время. Не подгоняйте себя.

3. Не притворяйтесь, что чувствуете себя великолепно, когда на самом деле у вас ужасное
настроение. Дети чувствуют, каково вам и в результате могут решить, что им то же не следует
выглядеть грустными.

4. Приучайте детей к тому, что бывают смешанные чувства.

5. Не запрещайте детям при расставании проявлять свои чувства и эмоции, лучше просто напомните
о радостной встрече, которая их ожидает.

6. Критика в адрес бывшего супруга только усилит напряжение.

7. Поставьте детей в известность о том, что иногда вы не сможете с ними встречаться и, по
возможности, обсудите с ними эту ситуацию.

8. Не хвалите детей за то, что они не выказывают никакого расстройства и скрывают свои истинные чувства.

9. Будьте внимательны к эмоциональному состоянию ребенка.


«Как познакомить ребенка с вашим новым партнером»

1. Вы можете представить детям своего нового партнера, если уверены, что у вас с ним сложились
серьезные продолжительные отношения.

2. Постарайтесь понять, что побуждает вас к тому, чтобы познакомить детей со своим новым другом. Лучше не знакомить детей с тем, кто, возможно, не станет и вашим супругом.

3. За несколько недель до знакомства вы можете оповестить детей о своих планах. Это даст вам
время понять их интересы и чувства.

4. Если ребенок спрашивает о ваших планах по поводу брака с этим человеком, то скажите ему
правду.

5. Будет правильно, если вы расскажите ребенку о том, как вам хорошо вместе с новым любимым
человеком. Этим вы подтвердите то факт, что старый брак себя исчерпал.

6. Не внушайте детям, что они по отношению к новому человеку должны чувствовать то же самое,
что и вы. Лучше подождите, пока дети спонтанно не выразят свои чувства.

7. Помните, главное – это ваши дети. Проводите с ними время отдельно. Если вы вступили в новый брак, то детям придется приспосабливаться к новой ситуации, хотя полезно иногда проводить время только с ними.


                                                 «Чувства ребенка к отчиму/мачехе»

1. Уделяйте время каждому ребенку отдельно. Помогите им отсортировать положительные и
отрицательные эмоции и чувства по отношению к отчиму/мачехе. Проявляя терпение и терпимость, вы сможете раскрыть подлинные чувства детей.

2. Чем младше ребенок, тем вероятнее, что он привыкнет к отчиму/ мачехе.

3. В семье с неродным родителем следить за дисциплиной должен родной родитель (особенно, если дело касается наказания).

4. Скрытая злоба проявляется как боль или печаль. Чтобы добраться до глубинных чувств детей, от
родителей требуется сопереживающий отклик.

5. Учите детей, как распознавать смешанные чувства, возможно, многие не знают, что одновременно могут возникать противоположные чувства и что это нормально.

6. Не пренебрегайте мнением ребенка.

7. Если новый супруг не причиняет вашему ребенку/детям вреда, то не стоит критиковать его в
присутствии ребенка.

8. Не угрожайте детям, что вы отвергнете и покинете их.

9. Если новый супруг не совсем/не сразу нравится вашим детям, не стоит убеждать их, что вы просто будете проводить большее время с ними. Желательно не давать слишком большую власть детям над ходом событий. Необходимо сделать все возможное, чтобы они научились ладить с вашим новым супругом.

Алгоритм действий для родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет
 

Скачать документ

Игры для детей от 2 до 6 лет

Игра «Путаница» Оптимальное количество игроков – четыре. Трое берутся за руки и запутываются, пролезая сквозь руки и ноги друг друга. Четвертый выходит за дверь, а затем возвращается, чтобы распутать. Распутывающие меняется поочередно. Если вас в семье трое, то распутаться можете и самостоятельно. Поверьте, это не так уж и просто =) Эта игра способствует физическому контакту, который крайне необходим детям для психического развития, особенно тем, кто его не очень любит или уже вырос из возраста обнимашек.

Игра «Прятки» В маленькой квартире можно прятать игрушку. Выбор игрушки может многое рассказать об игроке. Например, мой маленький клиент на встрече прятал игрушку-горшок, проигрывая таким образом свое стеснение и агрессию на окружающих по поводу недержания кала. Такая игра очень полезна в период отделения детей от родителей: кризис 3 лет, адаптация в детском саде и школе, подростковый период. Проигрывая в игре, дети трансформируют опыт и чувства в свою психическую реальность, а затем воплощают в жизнь.

Игра «Жмурки» С завязанными глазами необходимо поймать любого члена семьи и назвать его. Эта игра способствует выходу накопившихся эмоций, сплоченности, тактильному контакту.

Игра «Ладошки» На трех листах бумаги обведите ладошку ребенка. Вместе с ребенком раскрасьте ладошки в красный, зеленый и желтый цвет. Показывая ладошку красного цвета, ребенок должен стоять на месте, не двигаясь. Показывая желтую – говорить шепотом и ходить на цыпочках, зеленую – громко кричать и быстро бегать. Чередуйте ладошки. Игра обучает волевой регуляции, переключению внимания, слушанию, а также выходу энергии.

Игра «Обзывалки» Передавая мяч, называйте друг друга «обзывалками». Это могут быть фрукты или овощи: «Ах ты, морковка» или «Ну ты и лимон». Игра снимает агрессию и позволяет ее выплеснуть в приемлемой форме. Злость на родителей есть всегда, ведь они ругают, запрещают, не понимают. Такой игрой вы даете свое разрешение на злость и принимаете ее, а это лучшая профилактика психологических и даже физических заболеваний.

Конкурс «Хвастунов» Есть два варианта хвастовства: собой и соседом рядом. Каждый вечер, хвастаясь собой, когда семья собирается вместе, можно повысить самооценку, сформировать доверительные отношения и просто узнать, как прошел день. Хвастаясь друг другом, мы напоминаем, что ценим и любим в своих родных, учим внимательно относиться друг к другу, присматриваться и прислушиваться. Например: «Ты сегодня был очень быстрым, когда собирался в школу».

Игра «Плот» Все плывут на корабле. Вдруг – кораблекрушение. Всем нужно разместиться на маленьком плоту (коврик или квадратик с обозначением границ) и решить, что делать дальше. Это упражнение направлено на повышение сплоченности в семье. Главное, дайте возможность «писать сценарий» ребенку, а ваша задача корректировать его (подавать руку при желании «выпасть в море», решать конфликты, обучать навыкам выходоить из сложных ситуаций, стимулировать фантазию).

 

Игры для детей от 6 до 14 лет

Свое любимое времяпровождение дети этого возраста могут найти и в играх, перечисленных выше и наоборот.

Игра «Боулинг» Наборы для игры продаются в детских магазинах, но играть можно чем угодно. Кеглями могут быть книги, которые легко падают практически от любого мячика. Эта игра способствует самоконтролю и, как все соревновательные игры, учат проигрывать. Подбадривая и помогая, в игре с родителями дети проживают свои неудачи и готовятся вступить во взрослую конкурентную жизнь.

Игра «Крокодил» По очереди необходимо показать (без слов) животное, в старшем возрасте – абстрактное понятие или эмоцию. Всем знакомая игра учит общению, повышает самооценку, внимательность, стимулирует фантазию, увеличивает словарный запас.

Игра «Семейная история» По кругу каждый предлагает одно предложение, чтобы получилась страшная история (веселая или фантастичная). Получившуюся историю можно разыграть в ролях. В рассказе, как и в жизни, у вас разные события, но общая семейная история.

Игра «Истина или ложь» Бросив мяч, задаем вопрос одному из членов семьи. Нужно ответить: «правда или ложь». Если участник дает правильный ответ, право спрашивать переходит к нему. В зависимости от утверждения игра может быть обучающей, сплачивающей и расслабляющей. Хотите выучить столицы, спрашивайте: «Правда ли, что столица Казахстана – Астана?» Между вами недоразумение: «Правда ли что я на тебя обижаюсь/осуждаю/не люблю?».

Игра «Кто я» Каждый из игроков пишет на маленьком листе бумаги имя литературного персонажа/актера/героя мультфильма и передает другому так, чтобы никто не видел. Листочек держим на лбу. В результате игрок видит имена всех, кроме своего. Игроки по очереди начинают задавать окружающим наводящие вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было ответить «Да» или «Нет». Игра способствует коммуникации, фантазии, внимательности. Прекрасными играми являются мафия, морской бой и «точки» на бумаге. А также игры, которые можно приобрести в магазинах: шахматы, шашки, домино, лото, монополия, дартс, твистер, дженга, пентаго, нарды, настольный хоккей, футбол, боулинг, снукер, гольф и многие другие. Будьте детьми с детьми и почувствуйте, как это здорово!

 

Рекомендации психолога учащимся и родителям

 

1. Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной эпидемии

Займитесь вместе с ребенком какой-нибудь конкретной содержательной деятельностью. Вместе сделайте игрушку, совместный рисунок, приготовьте какое-нибудь блюдо. Когда ребенок рядом с родителями и что-то делает вместе с ним — это снимает тревогу.

Постарайтесь использовать это время, чтобы Вам с ребенком лучше узнать друг друга. Можно вместе сделать спортивные упражнения. Важно сохранить привычный режим жизни, в противном случае ребенку трудно будет вернуться к прежнему порядку. Сохраняйте обычный режим дня (устраивайте занятия, как в школе или детском саду, устраивайте «перемены»).

Если ребенок волнуется из-за вируса и задает вопросы, то говорить нужно примерно следующее: «Если выполнять все правила (мыть руки, лицо, когда это нужно — после того, как пришли с улицы, после туалета, перед едой; проветривать комнату; на улице надевать перчатки; выполнять режим дня; вовремя ложиться спать; пить витамины; нормально есть и т. д.), то все будут здоровы!»

Важно переводить ответы в плоскость конкретных рекомендаций. Не нужно все время заставлять мыть руки, а только, когда это необходимо, иначе это может привести к навязчивости.

Если ребенок очень боится заболеть, то можно сказать ему: «Микробы есть всегда. Но если мы поддерживаем нормальный образ жизни: проветриваем комнату, делаем зарядку, пьем витамины, т. е. соблюдаем все правила, то все будут здоровы! Конечно, человек может заболеть, но потом он выздоравливает. Ты же помнишь, как ты болел, был простужен (или я болел(а)? Потом ты выздоровел, я выздоровел(а). Важно соблюдать правила».

2. Советы для студентов и учащейся молодежи: снижение стресса, контроль тревоги, сохранение продуктивности в текущих делах

Что составляет сложность в ситуациях, подобных текущей? То, что они сильно влияют на привычные ритмы жизни (порядок дел, режим дня и др.) и привычные потоки информации. Это может вызывать ощущение растерянности и тревоги.

Самый эффективный способ преодолеть такие состояния состоит в том, чтобы сосредоточиваться не на том, что сейчас затруднительно, недоступно или непредсказуемо, а, наоборот, — на том, что можно и хорошо было бы сделать.

Заниматься доступными делами (домашними, учебными) в такой необычной ситуации, как сегодня, может показаться ненужным («непонятно, что нас ждет, все может измениться»), странным («следить за новостями важнее, чем читать литературу»), невозможным («в таком напряжении я все равно не смогу сосредоточиться»). В то время как следить за новостями кажется важным («нужно быть в курсе») и успокаивающим.

Однако на самом деле информационный поток увеличивает напряжение, а сосредоточение на привычных делах — снижает его, да еще и позволяет не накапливать дела на будущее.

Поэтому можно воспользоваться следующими рекомендациями:

Не отслеживать постоянно сообщения в медиа; ограничивать время, посвященное коронавирусу (10—30 минут в определенное время дня); переключаться на другие дела и заботы.

Оценивать свои тревожные мысли на предмет их полезности и продуктивности; разделять, что вы можете сделать конструктивно, а что является пустой тратой времени и сил. Вы можете контролировать некоторые важные вещи из разряда гигиены и образа

жизни (мытье рук, питание, физические упражнения, сокращение выходов в общественные места, выполнение учебных заданий), и именно на это стоит направлять свое внимание. А глобальное беспокойство и просчеты возможных негативных сценариев являются «пустыми усилиями» и напрасной тратой сил с повышением уровня стресса.

Если все же тревога и растерянность возвращаются, напоминайте себе, что это нормально, важно только не «подключаться» глубоко к этим чувствам, а возвращаться к текущим разным осмысленным делам по намеченному заранее графику.

3. Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома

Родители, близкие детей, находясь дома могут привить ребенку навыки преодоления, совладания со сложными ситуациями и научить его справляться с возможным стрессом. Для этого родителям необходимо:

Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. В сложных ситуациях не нужно паниковать, следует помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность, стабилизирует ситуацию.

Стараться регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Старайтесь строить (но не навязывать) перспективы будущего совместно с ребенком. Делитесь своими переживаниями, мыслями, рассказывайте честные истории из жизни, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен заставить ребенка поверить в свои силы. Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно (если он переживает, что не может посещать школу, кружки). Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, справляются со стрессом успешнее.

Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома или на улице; душевные переживания — через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение). Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку завести тетрадь, в которой он будет рассказывать о своих переживаниях. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.

Поощрять физическую активность ребенка. Стресс — это, прежде всего, физическая реакция организма, поэтому эффективно бороться с ним ребенку поможет любая деятельность, требующая физических усилий: уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы… Старайтесь не вынуждать ребенка тратить силы на то, что ему не интересно, но постарайтесь определить совместно с ребенком, каким активным занятием он хотел бы заниматься, находясь дома.

Поддерживать и стимулировать творческий ручной труд ребенка. Даже если Вам кажется, что, например, подросток «впадает в детство» и ничего полезного не делает (рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей), все это является своеобразной «разрядкой», несет успокоение — через работу воображения подросток отвлекается от негативных переживаний, повседневных проблем.

Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что «кто-то от меня зависит», «без меня не справится», «я нужен кому-то», являются дополнительным ресурсом для совладания с возможным стрессом.

Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Важно, чтобы хорошая семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Другими словами, семейные ритуалы можно и нужно трансформировать, чтобы младшее поколение с удовольствием участвовало в них, а не воспринимало их как неотвратимое, скучное, бесполезное времяпрепровождение.

Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания). Чаще давайте ребенку возможность получать радость, удовлетворение от повседневных удовольствий (вкусная еда, принятие расслабляющей ванны, общение с друзьями по телефону и т. д.).

Единый Общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей — 8-800-2000-122 — работает во всех регионах Российской Федерации

Подробная информация на сайте: telefon-doveria.ru

4. Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за короновируса

За последние несколько дней жизнь здорово изменилась, в школах вводят удаленную форму обучения, родители работают из дома, с друзьями сложно увидеться вживую. В подобной ситуации очень важно попробовать сосредоточиться на возможностях, которые у тебя появились, вместо того чтобы думать о лишениях. Именно такой подход можно назвать оптимизмом. Ниже — несколько советов, которые помогут не упасть духом и не поддаться тревоге и в то же время отнестись к ситуации серьезно.

Вероятность заболеть в возрасте от 0 до 19 лет очень маленькая. Дети и подростки почти не болеют коронавирусом или переносят его в очень легкой форме. Несмотря на это, есть процедуры, которые могут помочь дополнительно снизить вероятность заразиться: мыть руки после улицы, перед едой, бороться с привычкой грызть ногти, если она есть (наконец-то теперь есть достойная мотивация), — именно через руки вирус чаще всего попадает в организм человека; спать не меньше 7,5 часов; хорошо питаться; делать физическую зарядку (все это поможет поддержать и укрепить иммунитет).

Очень важно соблюдать режим самоизоляции. Да, приходится сидеть дома, не ходить в школу, не встречаться с друзьями. Скучно…, но… Очень важно, чтобы ты понимал, сейчас не наступает апокалипсис, каким мы его знаем по фильмам про зомби; наоборот, нас просят меньше выходить из дома, чтобы предотвратить заражение большого количества людей. Например, в Китае, где люди очень серьезно к этому отнеслись, уже почти все заболевшие поправились и новых случаев заражения почти нет. Теперь и нам придется набраться терпения.

Если ты бóльшую часть дня отслеживаешь все новостные ленты, это только усиливает твое беспокойство и тревогу. Лучше поменять тактику, выбрать 1—2 ресурса, которым ты или твои родители больше всего доверяют, и уделять этой новости 10 минут утром и 10 минут вечером.

Одно из лучших лекарств против тревоги — юмор. Многие ребята начали выкладывать свои видео и песни про то, как они переживают ситуацию с самоизоляцией. Может быть, и ты сможешь посмотреть на эту ситуацию под таким углом?

Если же тревожные мысли постоянно атакуют тебя, помни, что тревога — это не опасно, тебе не нужно думать о каждой тревожной мысли. Представь их как проплывающие по небу облака и попробуй сосредоточиться на своих делах, более приятных или важных.

5. Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении

В первую очередь следует сохранить и поддерживать для себя и ребенка привычный распорядок и ритм дня (время сна и бодрствования, время начала уроков, их продолжительность, «переменки» и пр.). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению и стрессу.

Родителям и близким ребенка важно самим постараться сохранить спокойное, адекватное и критичное отношение к происходящему. Эмоциональное состояние ребенка напрямую зависит от состояния взрослого (родителей, близких). Опыт родителей из других стран показывает, что потребуется некоторое время на адаптацию к режиму самоизоляции, и это нормальный процесс.

Ведите себя спокойно, сдержанно, не избегайте отвечать на вопросы детей о вирусе и т. д., но и не погружайтесь в длительные обсуждения ситуации пандемии и ее рисков. Не смакуйте подробности «ужасов» изинтернет сетей!

Постарайтесь разобраться в рекомендациях, которые Вы получаете от школы по организации дистанционного обучения детей. Ориентируйтесь только на официальную информацию, которую Вы получаете от классного руководителя и администрации школы. Школе также нужно время на то, чтобы организовать этот процесс. В настоящее время существует целый ряд ресурсов, помогающих и родителям, и педагогам в дистанционном обучении (учи.ру (uchi.ru), Умназия (umnazia.ru) и др.). Многие родители уже используют эти платформы, поскольку они содержательно связаны с образовательными программами.

Родители и близкие школьников могут повысить привлекательность дистанционных уроков, если попробуют «освоить» некоторые из них вместе с ребенком. Например, можно задать ребенку вопросы, поучаствовать в дискуссии и тогда урок превратится в увлекательную, познавательную игру-занятие. Для ребенка — это возможность повысить мотивацию, а для родителей — лучше узнать и понять своих детей.

Во время вынужденного нахождения дома Вам и ребенку важно оставаться в контакте с близким социальным окружением (посредством телефона, мессенджера), однако необходимо снизить общий получаемый информационный поток (новости, ленты в социальных сетях). Для того чтобы быть в курсе актуальных новостей, достаточно выбрать один новостной источник и посещать его не чаще 1—2 раз в день (например, утром — после утренних дел, ритуалов, важно какое-то время побыть в покое — и вечером, но не позже чем за 2 часа до сна), это поможет снизить уровень тревоги. При общении с близкими старайтесь не центрироваться на темах, посвященных коронавирусу, и других темах, вызывающих тревогу.

Для общения с близкими посоветуйте ребенку избегать социальных сетей переполненных «информационным шумом», а иногда и дезинформацией. Выберите сами один мессенджер (например, Тelegram, WhatsApp, Viber) и попробуйте перенести важное общение туда. Лучше избегать частого посещения чатов с обсуждением актуальной ситуации в мире. Достаточно заходить туда 1—2 раза в день. Любой чат в мессенджерах можно поставить на бесшумный режим и лишь при необходимости заходить туда.

Надо предусмотреть периоды самостоятельной активности ребенка (не надо его все время развлекать и занимать) и совместные со взрослым дела, которые давно откладывались. Главная идея состоит в том, что пребывание дома — не «наказание», а ресурс для освоения новых навыков, получения знаний, для новых интересных дел.

Находясь дома, ребенок может продолжать общаться с классом, друзьями (звонки, ВК, групповые чаты). Родители могут подсказать идеи проведения виртуальных конкурсов (например, позитивных мемов и пр.) и иных позитивных активностей. Можно предложить подросткам начать вести собственные видеоблоги на интересующую тему (спорт, музыка, кино, кулинария)

Полезные сайты