Календарь

Апрель 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

Интернет-зависимость у детей: причины, признаки и способы преодоления

Интернет-зависимость – это явление, которое в последние годы приобрело поистине впечатляющий размах. Особую опасность представляет она для детей и подростков, ведь им гораздо сложнее самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн-жизни.

Интернет сам по себе не является хорошим или плохим – это просто часть окружающего нас мира, во многом полезная и нужная. Являясь неисчерпаемым источником информации, интернет привлекает детей возможностью узнать и увидеть всё что угодно. Любопытный ребёнок стремится получить как можно больше: общения, игр, мультфильмов, развлечений – и потому много времени проводит в виртуальном пространстве, зачастую в ущерб реальной жизни. Социализацию и общение со сверстниками заменяет фактически одностороннее онлайн-общение. Активным играм на свежем воздухе всё больше детей предпочитают сетевые игры, далеко не всегда безобидные. Иногда поиск новой информации становится буквально навязчивой идеей.

Понятие

В некоторых странах (США, Китай) интернет-зависимость стала столь распространённой, что учёные предлагают относить её к числу заболеваний. В США даже создана специализированная клиника для лечения людей с чрезмерной привязанностью к онлайн-играм и соцсетям.

Интернет-зависимость называют аддикцией, т.е. отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Ребёнок становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. Наступает психическая и физическая зависимость.

Механизм её формирования очень схож с никотиновой, алкогольной и наркотической, хотя при интернет-зависимости нет прямого действующего вещества. Это не химическая, а исключительно психическая зависимость, влияющая, впрочем, на те же рецепторы в центрах удовольствия.

Как ни прискорбно, интернет-зависимость сейчас наблюдается даже у малышей-дошкольников. Наверняка среди ваших знакомых найдутся дети, умело использующие планшет родителей или даже обладающие собственным. Это ведь так удобно: отвлечь малыша, включив ему развивающий мультик или полезную игру. Между тем, перекладывая на электронные девайсы функции развлечения и воспитания детей, родители сами строят основу будущей интернет-зависимости.

У школьников подросткового возраста зависимость от интернета может говорить также о наличии психологических сложностей – нереализованности в кругу общения, проблемных отношений в семье, сложностей с учёбой, от которых подросток прячется в более успешной виртуальной жизни.

Признаки

Не стоит, впрочем, диагностировать интернет-зависимость у каждого ребёнка, получившего доступ в Сеть. То, что современные дети некоторое время проводят онлайн и черпают информацию из интернета, – это нормально. Всё-таки мы живём в век цифровых технологий, и многие процессы действительно проще и удобнее осуществить виртуально.

Если поведение ребёнка не изменилось, успеваемость в школе не ухудшилась, настроение и самочувствие хорошее – причин для тревоги, скорее всего, нет. Когда же стоит обеспокоиться?

  • Если ребенок стал проводить за компьютером больше времени, чем прежде (более 6 часов в неделю);
  • Если виртуальное общение стало для него важнее, чем реальное – он пропускает школу, перестал выходить во двор и т.д.;
  • Если наблюдаются нарушения сна, аппетита, изменение привычного режима;
  • Если ребёнок стал склонен к частым перепадам настроения, неадекватно (агрессивно) реагирует на просьбу выключить компьютер;
  • Если при невозможности быть онлайн он тревожен, угнетён, постоянно вспоминает о делах "в сети";
  • Если ребёнок неохотно рассказывает или вообще скрывает, чем занимается в сети, что ищет, во что играет.

Для детей наиболее характерны три формы интернет-зависимости:

  • игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;
  • зависимость от соцсетей – пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;
  • навязчивый веб-сёрфинг - хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.

Как бороться

Как и любую болезнь, интернет-зависимость проще не допустить, чем потом лечить. Поэтому лучше всего заниматься профилактикой, а именно:

  • не оставлять без внимания первые этапы знакомства ребёнка с интернетом: поговорить, объяснить основные правила онлайн-жизни, обратить внимание на возможность использования Сети для обучения и саморазвития;
  • установить чёткие рамки пользования интернетом (только постарайтесь обойтись без запретов – их-то как раз больше всего хочется нарушать, лучше просто регламентировать время нахождения в сети);
  • не упускать из виду активность ребёнка в соцсетях. Причём не обязательно устанавливать слежку и тотальный контроль – достаточно "зафрендиться", регулярно просматривать обновления его странички, участвовать в обсуждениях. Вы же современные родители современного ребёнка!

Ну и конечно, очень важно, чтоб в жизни ребёнка было много увлечений и активностей, которые занимали бы его время и были по-настоящему интересны. Научите его кататься на роликах, подарите аквариум с рыбками, пополните домашний запас настольных игр. Не менее важно, чтобы свои увлечения ребёнок мог обсудить с родителями, встретив живой отклик и неподдельный интерес – тогда ему не понадобится искать понимания в виртуале.

Если всё же проблема интернет-зависимости уже возникла – первым и самым важным шагом является установление так называемого родительского контроля. Это специальный софт, с помощью которого можно контролировать, как долго ребёнок сидит в Интернете, какие сайты посещает, что делает. Более того, программы родительского контроля способны не только информировать родителей о деятельности ребёнка, но и регулировать время его нахождения в Сети, блокировать те или иные сайты или устанавливать допустимую продолжительность работы на них.

Не забывайте и о том, что родители – лучший пример для ребёнка. Поэтому, выключите компьютер и сходите всей семьёй на пикник. Это станет лучшей профилактикой интернет-зависимости.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛИ!

Падение из окна — является одной из основных причин детского травматизма и смертности, особенно в городах. Дети очень уязвимы перед раскрытым окном из-за естественной любознательности.

Чтобы избежать несчастного случая, связанного с падением ребенка из окна, необходимо придерживаться следующих правил:
• Открывая окна в квартире и проветривая помещение, убедитесь, что ребенок при этом находится под присмотром.
• Во время проветривания открывайте фрамуги и форточки. Если Вы все же открываете окно, то не открывайте его больше чем на 10 см, для этой цели поставьте ограничители.
• Не разрешайте ребенку выходить на балкон без сопровождения взрослых.
• Никогда не оставляйте спящего ребенка одного в квартире. Малыш может проснуться и полезть к открытому окну.
• Отодвиньте всю мебель, включая кровати, от окон. Это поможет предотвратить случайное попадание малыша на подоконник.
• Не показывайте ребенку, как открывается окно. Чем позднее он научиться открывать окно самостоятельно, тем более безопасным будет его пребывание в квартире.
• Не учите ребенка подставлять под ноги стул или иное приспособление, чтобы выглянуть в окно или заглянуть на улицу с балкона. Впоследствии, действуя подобным образом, он может слишком сильно высунуться наружу и выпасть из окна (с балкона).
• Большую опасность представляют москитные сетки: ребенок видит некое препятствие впереди, уверенно опирается на него, и в результате может выпасть вместе с сеткой, которая не рассчитана на вес даже самого крохотного годовалого малыша.
• Если ребенок 5-7 лет боится оставаться в квартире один, не оставляйте его даже на короткое время. Зачастую, чувствуя страх, дети выглядывают в окно или с балкона, надеясь увидеть родителей, что может повлечь их падение с балкона.

• Не оставлять окна открытыми, если дома маленький ребенок, поскольку достаточно отвлечься на секунду, которая может стать последним мгновением в жизни ребенка или искалечить её навсегда.
• Не использовать москитные сетки без соответствующей защиты окна – дети любят опираться на них, воспринимая как надёжную опору, а потом выпадают вместе с ними наружу.
• Не оставлять ребенка без присмотра, особенно играющего возле окон
и стеклянных дверей.
• Не ставить мебель поблизости окон, чтобы ребёнок не взобрался
на подоконник и не упал вниз.
• Не следует позволять детям прыгать на кровати или другой мебели, расположенной вблизи окон.
• Не следует класть вещи в беспорядке в процессе уборки возле балконных или межкомнатных остеклённых дверей, так как ребёнок может споткнуться и нанести себе травму.

• Установить на окна блокираторы или оконные ручки-замки с ключом препятствующие открытию окна ребёнком самостоятельно.
• Тщательно подобрать аксессуары на окна для детской комнаты.
В частности, средства солнцезащиты, такие как жалюзи и рулонные шторы должные быть без свисающих шнуров и цепочек. Ребёнок может в них запутаться и спровоцировать удушье.
                                                            

Сохраним вместе жизнь детям!                     

Дети– самое важное, что есть в жизни всех родителей, и каждый хочет обезопасить жизнь своего ребёнка, сделать её максимально безопасной и уберечь своё чадо от всех проблем. Ежедневно в новостях можно прочитать о происшествиях, случившихся с детьми из-за невнимательности родителей или пренебрежения мерами безопасности.

 

Безопасность – это самое главное в нашей жизни. Если соблюдать правила техники безопасности, обезопасить своё жилье и следить за своим ребёнком,
с вами никогда не случится такого печального события. Стоит помнить, что дети не всегда задумываются об угрозах для их жизни, поэтому это прямая задача родителей.

Помните, что отвлёкшись буквально на минуту, вы можете жалеть
об этом всю оставшуюся жизнь. Всегда оставайтесь начеку и цените своих детей.

Москитная сетка на окне не спасет ребёнка от падения!

 

 

 

«Кризисный центр» города Челябинска запускает социальную акцию «Линия доверия» и приглашает всех желающих к участию! Акция посвящена Детскому телефону доверия – бесплатной службе психологической помощи для детей, подростков и родителей. В жизни каждого человека – и взрослого, и ребенка – наступают сложные, кризисные моменты, требующие поддержки со стороны. Телефон доверия дает возможность людям с душевной болью получить квалифицированную психологическую помощь конфиденциально, анонимно, бесплатно и в любое время дня и ночи.

Социальная акция «Линия доверия» длится с 13-24 мая 2019 и включает проведение онлайн-флешмоба #ДОВЕРЯЕМВМЕСТЕ74 и онлайн-конкурса «Телефон доверия глазами детей». Подробнее о каждом мероприятии.

В онлайн-флешмобе #ДОВЕРЯЕМВМЕСТЕ74 могут принимать участие все желающие – дети, подростки, взрослые, семьи города. Для участия необходимо:

·     сделать селфи или фотографию с друзьями/одноклассниками/семьей/коллегами с номером 8-800-2000-122 или другими атрибутами Детского телефона доверия

·     разместить эту фотографию на своей странице в социальной сети «Вконтакте» с хэштегами #доверяемвместе74, #детскийтд, #кризисныйцентр74

К участию в онлайн-конкурсе «Телефон доверия глазами детей» приглашаются дети от 7 до 17 лет. Необходимо:

·       создать творческую работу (рисунок, коллаж, стихотворение, подделку, социальный ролик). Главное условие – изобразить позитивное представление о работе Детского телефона доверия или его пользу.

·       разместить фотографию/скан работы в фотоальбоме «ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» группы Кризисного центра в социальной сети ВКонтакте (ссылкаhttps://vk.com/album-49100903_264460718)

·       привлекать к голосованию знакомых и друзей в социальной сети ВКонтакте (лучшими будут признаны работы, набравшие большее количество лайков!)

22 мая 2019 – прекращение срока публикаций работ в фотоальбоме

23 мая 2019 – определение лучших работ на основании количества голосов (лайков)

24 мая 2019 – публикация имен и работ победителей на сайте Кризисного центра http://crisiscenter74.ru и в группе ВКонтакте https://vk.com/crisiscenter74.

27 мая – 07 июня 2019 – награждение победителей, вручение призов и грамот!

Своим неравнодушием и участием в акции, вы помогаете тем детям и взрослым, которые оказались в сложной ситуации и которые не знают о возможности получения бесплатной психологической помощи и поддержки.

P.S. Единый общероссийский номер детского телефона доверия – 8-800-2000-122 – введен Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с субъектами Российской Федерации в сентябре 2010 года. В настоящее время к нему подключено 220 организаций в 84 субъектах Российской Федерации. Одной из организаций является МБУ СО «Кризисный центр» г. Челябинска. В 2018 году психологи Центра отработали 16 651 звонок от детей, подростков, родителей и иных граждан. Цель работы Службы – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи.

С вопросами по организации, проведению акции, участию, обращаться в Кризисный центр города Челябинска: 8(351)7355153 (Лоскутова Алина Владимировна, Малов Евгений Викторович), e-mail Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , сайт http://crisiscenter74.ru/, группа в соцсети Вконтакте https://vk.com/crisiscenter74

 

Стресс у детей и способы его преодоления 

Для многих из нас период детства ассоциируется с тем временем, когда нет никаких хлопот и забот. И мало кто задумывается, что современные дети, как и их взрослые родители, живут в постоянном стрессе. Разница только в причинах и проявлениях. Что же делать, если подрастающее поколение страдает от эмоционального дисбаланса?

Ситуаций, которые могут влиять на стабильное психологическое состояние и вызвать стресс у детей — множество. У малышей младшего дошкольного возраста огромным потрясением становится детский сад. По мере взросления появляются новые проблемы: адаптация в первом классе; огромные нагрузки школьного процесса; первая неразделенная любовь; влияние компании ровесников; кризисы подросткового возраста.

Как проявляется детский стресс?

Помимо прочего, огромное количество детей младшего и школьного возраста вынуждены переживать проблемы старшего поколения семьи, развод матери и отца. Даже банальная простуда у мнительных ребят уже может являться причиной повышенной нервозности. Что говорить о тех малышах, которым в силу физиологических нюансов, приходится в своей жизни часто сталкиваться с медицинскими манипуляциями, проходя лечение? Как видим, причин для нарушения нормального психологического развития ребенка — огромное количество. На фоне всего этого детство уже не кажется такой уж беззаботной порой. И в силах взрослых сделать все возможное, чтобы влияние неблагоприятных факторов как можно меньше сказывалось на стабильном развитии подрастающего поколения. А если проблемы возникли — помочь мягко их преодолеть.

Стресс является следствием невозможности организма справиться с повышенными эмоциональными и умственными нагрузками. Первым и главным симптомом его проявления является внезапное изменение привычного поведения у чада. Ведь взрослые могут чувствовать и объяснить, что с ними происходит, а вот крошкам трудно понять, что же с ними «не так». Отсюда, как последствие, и возникает нетипичное для них поведение.

Психологи выделяют несколько основных признаков, которые должны насторожить:

·  Повышенная агрессия. Если еще вчера ваш малютка был милым и послушным ангелочком, а уже сегодня превратился в неуправляемого чертенка, который обижает деток в садике, конфликтует с одноклассниками и взрослыми; бьет братиков и сестричек, швыряет игрушки — подумайте: не было ли в последнее время в его жизни таких изменений, которые могли бы спровоцировать подобное поведение?

·  Неожиданные страхи. Наверно большинство из родителей сталкивались с ситуацией, когда их чадо младшего возраста внезапно отказывается засыпать в комнате, рассказывая о «страшных чудовищах под кроватью». Или же ребятенок младшего школьного возраста становиться плаксивым, начинает бояться смерти (своей или близких), тревожится, когда уходит на занятия в школу или в секцию.

·  Регресс в развитии. Подобные симптомы хорошо наблюдаются у детей младшего возраста. Обычная ситуация: в семье родился братик или сестричка. И старший ребенок внезапно начинает вести себя как маленький: капризничает, просится быть все время на ручках, вспоминает о соске, забывает вовремя сходить в туалет. Причина проста: стресс у старшего ребенка. Своим поведением он просто хочет обратить внимание на себя.

·  Проблемы со здоровьем. Симптомы могут быть настолько сильными, что вызывают физические патологии, которые напрямую связаны с психосоматикой. У малютки может подняться температура, сильно разболеться живот…Взрослые начинают искать причину в вирусах и бактериях, назначать лечение таблетками, совершенно забывая о психологической составляющей. Ведь, если убрать психосоматический раздражитель, здоровье резко идет на поправку без медикаментов.

·  Быстрая утомляемость и нарушение сна. Проявляются в том, что еще вчерашний отличник начинает получать плохие отметки, а малыш, несмотря на активно проведенный день, никак не хочет уснуть. Мамы грешат на лень, капризы. А причина в другом: повышенные нагрузки утомляют; обилие эмоций за день — перевозбуждает.

·  Компульсивность. Внешне кроха может вести себя спокойно. Но в то же время появляются непривычные для него движения, которые возникают спонтанно. И он сам даже не следит за тем, что делает это осознанно. Например, девочки начинают наматывать длинные волосы на пальцы или сосать прядь волос; мальчики — грызть ногти, держать руку в трусах. У детей после напряжения могут появляться такие признаки, как внезапное подергивание плечами, частое моргание, постоянное покашливание.

Любые перечисленные выше симптомы являются поводом для обращения за консультацией специалиста. Необходимость специфического лечения способен определить только профессионал.

Стадии детского стресса

Стресс, как и любое другое нарушение, имеет свои этапы:

Перевозбуждение.Проявляется повышенной эмоциональной возбудимостью. Причем яркие положительные эмоции также можно отнести сюда. Пример: родственники готовят малыша к детскому саду. Он, не зная реалий, в возвышенном состоянии рассказывает, как будет ходить к деткам и с нетерпением ожидает того дня, когда начнет посещать коллектив садика.

Отрицание. Кроха на все отвечает «нет»: не пойду в сад, не буду там кушать, не хочу играть с детьми, не собираюсь слушать воспитателя. Если взрослые не обращают внимание на детский стресс, считая банальным непослушанием, он может протекать в агрессивной форме. Большой ошибкой взрослых на подобном этапе является наказание ребенка. Не разобравшись в причинах неадекватного поведения, не решая причины, они загоняют ее только во внутрь. Маленький человек старается переживать эмоции в себе, что рано или поздно приведет к проблемам со здоровьем.

Апатия. Эта стадия уже напрямую связана с депрессивным состоянием. Поэтому избавляться от нее становится сложнее. Проявляется в том, что карапуз покорно смиряется со своим положением. Он также провоцирует поведением, но при этом испытывает безысходность, незащищенность. Его организм попросту истощает резервы.

Физические заболевания. Последняя стадия, при которой наверх показываются различные нюансы со здоровьем: повышенная температура, боли в различных частях тела, заикание. Психосоматика заболеваний бывает разной: обиды и сдавленные эмоции начинают выливаться в респираторных патологиях, нарушениях дыхательной системы и желудочно-кишечного тракта. Та же температура является сигналом. Тогда начинают лечить симптомы физических заболеваний, но не избавляются от психологической основы их появления. Идет замкнутый круг. В то же время, работа с эмоциональной составляющей способна раз и навсегда избавить от физических патологий.

Психологи советуют: лучшая профилактика — это правильная подготовка ребенка к предстоящим изменениям в жизни.

Стресс у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Известно, что дети в возрасте до 6-7 лет являются особо эмоционально чувствительными к любым изменениям, которые происходят вокруг них. Они чутко реагируют на психологический климат в семье; легко перенимают на себя его эмоциональное состояние.

Есть несколько ведущих ситуаций в жизни, которые могут ярко проявляться и накладывать отпечаток на психоэмоциональное состояние детей младшего возраста:

·  Рождение младших братьев и сестер. В каждой семье, где есть двое и больше детей, могли наблюдать такую картину: с появлением нового члена семьи старший меняется в поведении. Даже, если он сам очень просил и ждал малыша. Оказывается, для того, чтобы с ним играть или полноценно общаться, должны пройти многие месяцы. Старший к этому не готов.

С появлением брата или сестры у крохи часто появляется страх того, что он станет «не нужным» родителям. Младшенький начинает восприниматься им как конкурент за любовь и внимание. Дитя видит, что за братом или сестрой ухаживают: носят на руках, бесконечно моют-кормят-агукают. У него возникает логическая цепочка: для того, чтобы и мне уделяли столько же внимания, нужно стать маленьким. Поэтому начинает наблюдаться регресс в поведении. Также возможен вариант, когда внимание родителей добивается кардинальным методом: кроха начинает болеть. В его подсознании уже закрепилось воспоминание, что когда ему плохо ( температура, боль), тогда мама или папа посвящают ему свое время.

·  Начало посещения детского сада или школы. На первый взгляд кажется, что проблем нет: ребенок хотел идти в детский коллектив. Но на проверку оказалось, что там есть свои требования, своя дисциплина, не всегда приятные воспитатели, задиры-ровесники и много новых обязательств (кушать, спать, слушаться, делать уроки). Он оказывается не готов к реалиям. Поэтому, еще задолго до начала посещения детских коллективов, нужно готовить сына или дочку. В большинстве случаев подготовка заключается в том, что взрослые расписывают, как хорошо будет их чаду в саду или школе: новый коллектив, где можно играть; новые права. И это в корне неправильно. Ведь тот же сад, это еще и необходимость кушать не домашнюю привычную пищу; учиться находить общий язык с драчунами; выполнять предписания воспитателей. И мамы рядом не будет. В реальности такое положение оказывается настоящим шоком. И истерики перед дверьми дошкольного учреждения могут вызываться капризами «из ничего». Это влияние эмоционального потрясения.

·  Плохие отношения и развод родителей. Взрослые часто допускают две большие ошибки: стараются сохранять видимость семьи «ради ребенка» или же бездумно рвать отношения, не взирая на младших членов семьи. В первом случае малыш будет чувствовать то напряжение, которое существует в общении между отцом и матерью или вовсе быть зрителем постоянных скандалов. Во втором он становится заложником ситуации, когда его мнения особо не спрашивают. Он вынужденно должен принимать выбор папы и мамы, которых одинаково любит. Еще вчера он с папой регулярно играл в футбол, когда тот возвращался с работы, а уже завтра он общается с ним в разы меньше. Дабы уберечь малыша от потрясений, взрослые должны тщательно обдумывать каждый свой шаг и слово. И не допускать выяснения отношений в присутствии детей. Они не должны становиться заложниками ситуации или объектом манипуляций. Поэтому, если у малютки вдруг поднялась температура, не назначайте сразу активное лечение. Просто задумайтесь: так ли хорошо в семье?

Стрессовые состояния у подростков

Подростки смотрят на мир совсем другими глазами, чем взрослые и малыши. Он воспринимается обостренно. Нервный срыв способна вызвать любая мелочь. Чаще всего это связанно с мощной гормональной перестройкой организма, что не может не влиять и на нервную систему. В этот период бывает очень важно помочь ему справляться с эмоциями. Ведь стресс у детей и подростков имеет свои отличия.

 

В отличие от младшего возраста, дети старшего школьного периода очень ранимы. У них появляется масса комплексов. Кто-то начинает переживать по поводу физических показателей; кто-то- не удовлетворен отношениями с ровесниками. Расцветают различные фобии. Известен вариант, когда девочки школьного возраста начинают массово переходить на диетическое питание. Причем даже тогда, когда к этому нет никаких предпосылок. Одно неосторожное слово способно породить комплекс выдуманной полноты. Значение имеет буквально любая мелочь. Мальчики очень болезненно воспринимают вопросы лидерства, ведь влияние ровесников велико. Агрессивно реагируют на подколки одноклассников. В связи с этим существует еще одна опасность подросткового возраста: современные школьники отличаются жестоким поведением. Жертвами в таких ситуациях становятся обе стороны: и тот, кто обижает, и сам обиженный. Ведь в первом случае есть те обстоятельства, которые влияют на такое неадекватное поведение, а во втором — рождается огромная обида, вплоть до ощущений собственной неполноценности.

Еще одной самой распространенной причиной эмоциональных потрясений становится первая любовь. Особенно, если объект вожделения не разделяет симпатию. Или же, если после романтических отношений, вдруг решает их разорвать. Для 12-15 летних школьников такие жизненные обстоятельства кажутся «концом света». Папы и мамы же не всегда правильно реагируют на это, отмахиваясь дежурным советом, что «ничего страшного, какие там годы». Но подросток именно в этот момент воспринимает по-другому, расценивает, как предательство сверстников и «лечение мозгов» старшим поколением. Начинаются разочарования, которые могут привести даже к суициду. Ведь нередко можно услышать в новостях о том, что школьник покончил с собой из-за неразделенной любви. Да и родственники, которые категорически запрещают детям встречаться, также могут стать причиной психологического дисбаланса, приводящего к печальным последствиям.

На то, что у подростка существуют проблемы, могут указывать такие признаки:

замкнутость;

рассеянность — погружение в переживания;

патологическое стремление изменить свою фигуру;

агрессивность;

нарушение сна;

апатия.

Также возможно психосоматическое проявление физических патологий: та же повышенная температура, блуждающие боли. Профилактика психологически трудных ситуаций — предупреждение физических заболеваний.

Дети школьного подросткового возраста редко идут на контакт. Им кажется, что проще проблемы переживать внутри себя. Они слабо доверяют взрослым. Да и хочется доказать самому себе, что способен решать вопросы самостоятельно и делать правильно. Подростковый период — очень сложный в плане того, что внутри взрослеющего тела остается все еще мозг и психология ребенка. Это взрослые дети, которым очень необходима поддержка и внимание, а не активное влияние на их жизнь.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Нетипичное поведение ребенка младшего или школьного возраста является сигналом о том, что существуют те обстоятельства, которые нарушают его эмоциональное равновесие. И он хочет привлечь к себе внимание. Это всего лишь скрытая просьба о помощи, которую не каждый может понять. Сам приход человека в этот мир уже является для него эмоциональным потрясением. Стоит вспомнить, как ведут себя новорожденные в первые дни: они либо беспробудно спят, либо постоянно кричат. И тот и другой вариант — это индивидуальный способ переживания послеродовой адаптации к внешнему миру. Что делает мама? Она старается неотлучно быть при малютке, чутко реагируя на каждый его писк. Сама природа подсказывает, что нужно маленькому человеку для снятия эмоционального напряжения и устранения раздражающих факторов: ему не требуется лечение, а только лишь правильная помощь взрослого.

Крошка взрослеет. И скоро ему придется пройти через психологическую встряску расставания с мамой: она выходит на работу или малыш отправляется в детский сад. В этот же период могут сложиться обстоятельства, когда родители разводятся или в семье ожидается появление младшего ребенка. Для крошки важно чувствовать, что не смотря ни на что, он продолжает оставаться самым любимым. И что понимание плюс поддержка будет обеспечена ему в любой ситуации.

Важно научить дитя адаптироваться к разным жизненным обстоятельствам, спокойно реагировать, выстраивая взаимоотношения со сверстниками. Не делать все за него, а быть тем человеком, который позволит ему учиться самостоятельно, но при постоянной поддержке при необходимости. Не забывать о похвале. Постараться организовать режим дня и правильный рацион питания, которого будут тщательно придерживаться. Давать эмоциональную разгрузку при помощи физического активного времяпровождения. И помнить, что если ребенок чувствует защиту и поддержку в семье, то сможет справиться с любым стрессом.

   Профилактика детского суицида

Что такое суицид и суицидальная попытка? Как распознать сигналы о надвигающейся беде и что нужно делать, чтобы помочь человеку найти выход из кризисной ситуации?

Акт суицида - это уход от решения проблемы, побег от наказания, унижения, позора, разочарования, утраты, отчаяния, отвергнутости и потери самоуважения - вобщем, от всего, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых лучших ее проявлениях.

Что нужно знать о суициде.

Поскольку каждый год этой угрозе подвергаются жизни многих тысяч молодых людей, подросткам полезно представлять себе, что такое суицид и как ему противостоять.
Прежде чем попытаться помочь другу (знакомому), объятому намерением совершить самоубийство, необходимо владеть основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе ходящей вокруг этой темы ложной информации, которая распространяется гораздо быстрее, чем достоверная. В данной главе вы получите информацию о суициде, необходимую для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде.

Суицид – вторая главная причина смерти молодых людей возрастной категории от 15 до 24 лет. Первой являются травмы в результате падения с высоты, передозировка наркотиков, отравления и дорожные происшествия. По мнению суицидологов, многие из таких несчастных случаев в действительности были замаскированными самоубийствами. Национальный статистический центр здравоохранения США подсчитал, что ежегодно жертвами суицида становятся 5000 молодых людей, однако некоторые эксперты полагают, что это число занижено. Наряду с суицидами, ошибочно именуемыми "случайной смертью", происходит немало суицидов, информация о которых до правоохранительных органов не доходит. Родителям тяжело признаваться в том, что их дети ушли из жизни добровольно.
Часто смертный случай признается суицидом, только если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство решивших расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. 

Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о самоубийстве возникают у каждого пятого подростка. Суицид с годами "молодеет": о нем думают и пытаются предпринять совсем еще дети. В последующие десять лет число суицидов будет быстрее всего расти у подростков в возрасте от десяти до четырнадцати лет.

Суицид, как правило, не случается внезапно. Большинство подростков, делающих попытки покончить с жизнью, о своем намерении почти всегда сигнализируют: высказывают или делают что-нибудь такое, что может служить предупреждением о том, что они оказались в безвыходном положении и замышляют самоубийство. Немногие делятся своими планами с окружающими, но кто-то из их друзей обязательно будет хоть что-нибудь об этом знать. 

Суицид может быть предотвращен.

Существует мнение, что, если подросток решил расстаться с жизнью, то воспрепятствовать этому невозможно. Считается также, что, если подростку не удалось осуществить задуманное с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова до тех пор, пока своего не добьется. На самом же деле, молодые люди покончить с собой пытаются, как правило, всего один раз. Большинство из них представляют для самих себя опасность лишь на протяжении короткого периода времени: от 2 до 3 дней. Если в их планы кто-то вмешается и поможет им, то покушаться на свою жизнь они больше никогда не будут.

Разговоры о суициде подростков к нему не подталкивают.

Считается, что разговоры с подростками на темы суицида представляют собой опасность, поскольку те могут захотеть испытать эту опасность на себе. Сюда же можно отнести и разговоры о том, что нельзя, мол, беседовать с молодежью о наркотиках, так как после этого они захотят их попробовать; нельзя разговаривать с ними о сексе, потому что тогда они начнут займаться сексом, и так далее. Некоторые учителя, психологи и родители избегают слова "суицид" из боязни навести детей на мысль о добровольной смерти. Однако, разговаривая с подростками о суициде, мы нисколько не подталкиваем их к его совершению. Наоборот, подростки получают возможность откровенно поговорить о том, что их мучает и лишает покоя. Если друг или знакомый (подруга или знакомая), будто бы невзначай, касается теиы самоубийства, значит - он (она) уже давно об этом думает, и ничего нового о суициде здесь не скажешь. Более того, ваша готовность поддержать эту щекотливую тему даст человеку возможность выговориться, а суицидальные мысли, которыми начинают делиться с другими, перестают представлять собой опасность.

Склонность к суициду от предков потомкам не передается.

От родителей можно унаследовать цвет глаз, форму бровей и губ, веснушки т. д. Суицидальные наклонности по наследству не передаются. Теи не менее, если в семье подростка суицид уже имел место, ребенок оказывается в зоне повышенного суицидального риска. Для примера можно представить себе семью, где родители пьют, курят или употребляют наркотики. В такой семье ребенок подвержен риску перенятия вредных привычек родителей, поскольку на него воздействует так называемый "фактор внушения":
разве родители плохому научат? 

Суициденты в большинстве случаев психически здоровы.Поскольку суицидальное поведение принято рассматривать как нездоровое и ненормальное, многие ошибочно думают, что суициденты - люди "не в себе". Их путают с психами. Некоторые даже полагают, что суициденты представляют опасность не только для самих себя, но и для окружающих.
Конечно, суициденты могут вести себя как психически больные, тем не менее, следствием психических заболеваний их поведение не является. Их мысли и поступки неадекватны лишь в той степени, в какой оказывается сложным их положение. Кроме того, в большинстве своем опасности для других они не представляют. Суициденты могут выказывать раздражение, но направляют они его исключительно на них самих себя. Большую часть времени они погружены в состояние острого эмоционального конфликта, отчего в некоторые моменты думают о самоубийстве. У некоторых, но лишь немногих, подростков наблюдаются серьезные нейрохимические нарушения мозговой деятельности, в связи с чем их мысли и поступки в течение какого-то времени могут выглядеть неадекватными.

Говорящий о суициде, его совершает.

Из десяти совершающих суицид подростков семь делятся своими планами. Поэтому большинство тех, кто говорит о самоубийстве, не шутит. У нас же чаще всего от этих людей отмахиваются. "Да он шутник!", – думаем мы. Или: "Она говорит это, просто чтобы привлечь внимание!" Не следует оставлять своего друга в беде - если он заговорил о самоубийстве, значит - задумывается об этом всерьез.

Суицид – не просто способ обратить на себя внимание.

Часто родители и друзья не обращают внимания на слова подростка о том, что он хочет покончить с собой. Им кажется, что тот стремится обратить на себя внимание или ему просто что-нибудь нужно. Говоря о самоубийстве, ваш знакомый в самом деле хочет привлечь к себе внимание, но вместе с тем он не шутит. Здесь следует обратить внимание на то, что именно он говорит, и не рассуждать о том, для чего ему это нужно. Скорее всего, он в шаге от отчаянного поступка, и к его словам нужно отнестись всерьёз. Лучшим выходом в такой ситуации является срочное обращение к психологу.

Думающие о суициде подростки считают, что их проблемы неразрешимы.

Разные люди одну и ту же проблему видят по-разному. То, что для одних - пустяк, другим может показаться катастрофой.
Так же и дети часто смотрят на жизнь иначе, чем взрослые. Однако, по-разному жизнь видят не только дети и родители. У близких друзей точки зрения тоже могут не совпадать: то, что хорошо для одного, для другого невыносимо, а для третьего – вполне сносно.

Суицид – следствие не одной проблемы, а их совокупности.

Многим знакомо образное выражение по поводу последней капли, переполнившей чашу терпения. Так вот, приводящие к суициду причины подобны таким каплям. Каждая из них сама по себе – ничто. Даже двум, пяти и десяти доверху чашу не наполнить. Однако, если их сотни, в какой-то момент чаша окажется переполненной.

На самоубийство способен каждый.

Предотвращать суицидальные попытки было бы легче, если бы их совершали люди лишь определенного склада характера, но, к сожалению, тип суицидоподверженного подростка пока не установлен и, как полагают, сделать это невозможно.
Например, дети из обеспеченных семей подвержены суицидальным настроения ничуть не меньше, чем дети из семей малоимущих. С жизнью расстаются не только те подростки, у которых плохая успеваемость и разлаженный контакт с окружающими, но и те, у кого нет проблем ни в семье, ни в школе.

Чем лучше у суицидента настроение, тем больше вероятность совершения такой попытки.

Самоубийство подростка, уже вроде бы вышедшего из кризисной ситуации, является для многих полной неожиданностью. Да, большинство молодых людей обычно пытается наложить на себя руки лишь один раз в жизни. Для подростков же, способных на повторную попытку, самый опасный период составляет 80 - 100 дней после первой.

После первой суицидальной попытки подростки чувствуют участие и поддержку окружающих. Родители, учителя и друзья уделяют им повышенное внимание, в результате чего у них возникает комфортное ощущение всеобщей к ним любви. Однако месяца три спустя взаимоотношения возвращаются в прежнее русло. Хотя родители, учителя и друзья по-прежнему окружают суицидента вниманием и заботой, жизнь все же берет свое - у всех имеются и собственные не менее важные дела. Настроение у подростка приподнятое, поэтому окружающим и кажется, что все худшее уже позади.

Только есть здесь одно большое "но": совершивший попытку суицида подросток возвращается к нормальному душевному состоянию медленнее, чем это выглядит со стороны. Толкнувшие его на самоубийство страхи и неприятности не прошли окончательно и все еще дают себя знать - вот почему этот период представляет для подростка наибольшую опасность. Те, кто опекал его, снова занялись своими делами, и у него возникает ощущение, что все от него отвернулись, в результате чего в голову ему может прийти мысль о совершении еще одной суицидальной попытки с целью вернуть утраченное повышенное к себе внимание.
На то, чтобы окончательно отбросить суицидальные намерения, подростку требуется не менее трех месяцев, поскольку за более короткое время к лучшему ситуация может не измениться: любимая девушка не вернётся, школьная успеваемость не улучшится, пристрастие к алкоголю или наркотикам не ослабеет. Отсюда мысль о повторной попытке самоубийства как единственного возможного выхода из положения. И планирование ее начинается уже с удвоенной энергией.
В этом случае окружающим следует быть настороже, поскольку вид у суицидента при этом часто вполне счастливый, потому что он уверен в скором "разрешении" всех своих проблем.

Близкий друг способен предотвратить самоубийство.От заботливого внимательного друга зависит очень многое. Именно он может спасти жизнь потенциальному суициденту. Представим, что кто-то из друзей поделился с вами тайной о задуманном им самоубийстве. Если бы он вам не доверял, врядли стал бы раскрывать вам свои секреты. А заговорил он с вами, вероятно, потому, что умирать ему не хочется и он верит, что понять его сможете только вы.


Кто совершает самоубийства, почему он это делает и как.

Тема суицида внушает естественный страх. Он может быть еще большим, если вы знаете кого-то, кто предпринимал попытку самоубийства или уже свел счеты с жизнью. Обычно суицид является темой "неудобной", о нем не очень-то говоришь с родителями, учителями и даже друзьями, но все время возникает вопрос: какие же проблемы могут достать человека так, чтобы он решился на самоубийство? Это может показаться странным, но большинство совершающих суицид подростков умирать на самом деле не хотят - они просто пытаются решить таким образом некоторые проблемы. Однако весь трагизм ситуации заключается в том, что проблемы наступают и отступают, а решить их пытаются раз и навсегда. Подростки желают избежать проблем, с которыми, на их взгляд, им не справиться. Они причиняют им душевную боль, и суицид кажется надежным средством эту боль снять.

Откуда известно, что убившие себя подростки умирать не хотели и, если не хотели, то почему все же погибли?
Чаще всего суицидальные попытки совершаются дома между 4 часами дня и полночью. Следовательно, молодые люди пытаются покончить с собой там, где их найдут скорее, и делают это в такое время, когда кто-то из членов семьи вероятнее всего оказывается дома и может прийти на помощь. А как же те, спасти которых не удалось? Откуда известно, что на самом деле умирать они не хотели? Знать это наверняка невозможно, однако, в беседах со спасенными выяснить удается многое. Оказавшись перед лицом смерти, почти все они говорили, что начинали вдруг понимать, что их проблемы не столь уж велики, и за мгновение до смерти осознавали, что хотят жить дальше.

Из всего вышесказанного следует главный вывод, что, для того чтобы ценить жизнь, человеку необходимы две вещи: внимание и любовь окружающих, а также любовь к себе самому

 

Полезные сайты