Календарь

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Методическая разработка групповой консультации

«Возрастные особенности обучающихся. Их учёт в учебном процессе»

Цель: информирование педагогов об индивидуальных возрастных особенностях для их учёта в процессе построения стратегий воспитания и обучения.

Задачи:

- определение возрастных периодов;

- характеризация каждого возрастного периода;

- рассмотрение способов построения стратегии обучения и воспитания в каждом возрастном периоде.

Каждый учащийся имеет индивидуальные личностные характеристики (индивидуально-личностные способности, интеллектуальная деятельность, уровень самооценки, работоспособности и т.д.). Тем не менее, всем ученикам в каждом возрастном периоде характерны общие черты.

Существует множество возрастных периодизаций. Авторами их являются П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже. Мы же используем общепринятую периодизацию, с учетом контингента учащихся Центра:

1) дошкольный возраст (5-7 лет);

2) младший школьный возраст (7-11 лет);

3) подростковый возраст (11-15 лет);

4) ранняя юность (15-18 лет);

Наша задача: определить особенности ребёнка согласно его возрастному периоду, и использовать эти особенности для эффективного построения учебной и воспитательной деятельности.

Первый период – дошкольный возраст (5-7 лет).

Чем характеризуется: ведущая деятельность – игра, посредствам которой происходит овладение другими видами деятельности; складывается новая социальная ситуация развития, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

Формирующиеся новообразования:

1) творческая деятельность – способность преобразовывать окружающую действительность, создавать новое. Проявляется это в конструкционных играх, технической и художественном творчестве;

2) единая интеллектуальная деятельность – объединение внешних и внутренних воздействий;

3) возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение;

4) осознание норм и правил ребёнком. Они начинают управлять его поведением, ориентировать действия на произвольные и морально регулируемые поступки;

5) возникновение первичных моральных установок, различение того, что является хорошим и плохим;

6) возникновение мировоззрения – попытки упорядочить, понять закономерности окружающего мира.

Как выстраивать деятельность:

В этом возрасте ребёнок запоминает информацию, если может её прочувствовать – увидеть конкретный образ, услышать, дотронуться. Следовательно, для работы с дошкольниками следует подготавливать наглядный иллюстрационный материал, звуковое сопровождение, макеты и игрушки, а также:

- использовать игровую форму работы;

- менять вид деятельности каждые 15-20 минут из-за низкой концентрации внимания детей;

- хвалить и оценивать его достижения, не акцентируясь на неудачах, ошибках.

Второй период – младший школьник.

Чем характеризуется: готовность к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Готовность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.

Активное формирование эстетического восприятия, творчества и нравственно-эстетического отношения к жизни, закрепляемое в более или менее неизменном виде на всю жизнь; развитие форм мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний.

Трудности младшего школьника в данный период: новый режим дня, жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с одноклассниками в школе и педагогом, апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности.

При этом педагог обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.

Как выстраивать деятельность:

- Самоорганизовывать и самодисциплинировать учащегося посредствам групповых игр, вызывания любопытства, интереса к всевозможным творческим занятиям.

- Координировать и организовывать правильный режим дня.

- Привлекать родителей к совместным воспитательным мероприятиям.

Третий этап – подростковый возраст.

Чем характеризуется:главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных отношений.

Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет три стадии подросткового периода:

1) локально-капризную (10-11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;

2) «право-значимую» (12-13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;

3) «утверждающе-действенную» (14-15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.

Как выстраивать деятельность:

- Принимать во внимание интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними.

- Учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства симпатии и антипатии.

- Достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.

- Поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.

- Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.

Четвертый период – ранняя юность.

Чем характеризуется:в этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.

Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.

Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.

Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.

В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.

Как выстраивать деятельность:

  • Приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных.
  • Поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения, своевременно корректировать и направлять.
  • Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
  • По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
  • Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
  • Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия учащегося, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
  • Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из группы, это может привести к раздражению.

Полезные сайты