Календарь

Май 2021
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6

План профилактической беседы с родителями учащихся на тему: «Угроза суицидального поведения детей и подростков»

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня нам предстоит обсудить непростую, но крайне важную тему, связанную с безопасностью жизни и здоровья детей.

Говорить мы будем о проблеме суицида среди детей и подростков. Актуальность данной проблемы обусловлена ростом количества суицидальных практик в детско-подростковой среде. Просим вас отнестись к предоставленной информации с особым вниманием.

Многим из нас кажется, что суицид или самоубийство – это то, что никогда не случится с моим ребенком. И очень часто установка на то, что мой ребенок не способен по своему желанию уйти из жизни, мешает нам с вами предотвратить трагедию. Поэтому первое, на что мы обращаем ваше внимание: суицид, совершаемый детьми – это реальное событие, которое может произойти в каждой семье. Чтобы горе не коснулось вас и ваших близких, нам с вами, педагогам и родителям, необходимы знания о данной проблеме, и, конечно, важно объединить наши усилия в вопросах воспитания детей.

Обычно на тему суицида не принято говорить дома или среди коллег и знакомых. Но для нас, как для людей, занимающихся воспитанием детей, это явление должно быть максимально понятным и доступным для обсуждения. Итак, суицид – это добровольное преднамеренное лишение себя жизни, на которое потенциально способен каждый ребенок. Не существует семей, которые были бы полностью застрахованы от совершения ребенком самоубийства. Количество детей, профессиональные статусы родителей и уровень материальной обеспеченности не определяют степень защищенности семьи от трагедии.

Важно понять, почему дети совершают суициды.

Во-первых, дети обладают небольшим жизненным опытом в области решения проблем. То, что для взрослого кажется пустяком или посильной, решаемой задачей, ребенка может напугать, расстроить, привести в состояние растерянности и отчаяния. Если ситуация кажется ребенку безвыходной, самоубийство становится подходящим способом защитится от проблемы.

Во-вторых, дети и подростки только учатся управлять своими эмоциями. Многие обучающиеся не знают, как выражать свои чувства и справляться с переживаниями. И здесь суицид представляется эффективным способом избавиться от эмоциональной боли. Самоубийство может быть совершено импульсивно в момент сильного гнева, обиды или разочарования.

В-третьих,самооценка детей очень неустойчива. Неудачи, провалы, конфликты, подшучивания сверстников или непонимание взрослых могут подорвать уверенность в себе и заставить ребенка чувствовать себя ничтожеством, недостойным жить. Таким образом, лишая себя жизни, ребенок будет наказывать себя за самоощущения «никчемности».

Четвертая причинасамоубийств детей и подростков – это требования и давление взрослых, когда ребенок не в силах оправдать ожидания и справиться с напряжением. Не все дети умеют просить о помощи и не все готовы прийти за ней к взрослым.

Но нам с вами нужно вовремя понять, что наши дети и ученики попали в беду. Как это сделать?

Для начала, конечно, обратить на ребенка внимание и изучить особенности его поведения. У детей, склонных к суициду, часто меняется настроение, ребенок может подолгу грустить.

Кроме того, он становится замкнутым и стремится избегать общения, как с вами, так и со сверстниками.

Неблагоприятное эмоциональное состояние может влиять на внешний вид ребенка: он начинает выглядеть неопрятно, предпочитает одежду темных тонов, не обращает внимания на то, что носит и как выглядит. Под одеждой свободного кроя с длинными рукавами ребенок может прятать порезы, царапины и ожоги, которые наносит сам себе, чтобы переключиться с эмоциональных переживаний на физическую боль.

Дети могут перестать есть и плохо себя чувствовать, что тоже отразиться на внешности.

Не стоит приписывать такое поведение особенностям возраста. Поговорите с ребенком, попытайтесь узнать, с чем связано его состояние. Важно прислушиваться к словам своего ребенка: иногда дети упоминают о своих проблемах, жалуются на бессмысленность жизни и собственную ненужность. В этом случае окажите ребенку поддержку: проговорите, что ребенок любим вами и очень вам дорог, даже не смотря на то, что в череде ежедневной занятости не всегда есть возможность выразить эти чувства.

Если ребенок утратил интерес к привычным увлечениям, учебе, какой-то дополнительной деятельности, которая долгое время была неотъемлемой частью его жизни, это повод увеличить ваше присутствие в жизни ребенка. Дети могут скрывать от вас свою занятость,

надолго уходить из дома, не сообщая, где находятся. Обсудите это, подчеркните, что замечаете изменения в жизни ребенка, волнуетесь и готовы оказать помощь.

Обратите внимание на вещи ваших детей. Если ребенок готовиться к самоубийству, он может выкидывать и раздавать свои личные вещи, удалять данные на компьютере и в телефоне. В социальных сетях дети часто размещают информацию о своем настроении и намерении уйти из жизни. Проявите интерес к страничкам своих детей в Интернете: иногда дети сообщают о решении покончить с собой прямым текстом, например, в статусе, или символично, публикуя фотографии, удаляя аватарку или страницу целиком. Здесь важно понимать, что профиль в социальных сетях – это отражение проблем в реальной жизни ребенка. Не стоит привлекать внимание детей к тому, что вы просматриваете их страницы в социальных сетях, это может подорвать доверие! Для вас это просто дополнительный источник информации.

Если ребенок не идет на контакт или вы не уверены в правильности своих выводов, а, может, обнаружили реальную угрозу суицидального поведения, обращайтесь за помощью к нам. Будем оценивать поведение и состояние детей совместно. И при необходимости разработаем коллективный план помощи в каждом частном случае с привлечением специалистов. Ресурсы для такой работы есть.

Кроме того, если помощь понадобиться экстренно вам или вашим детям, вы можете воспользоваться услугами Детского телефона доверия, позвонив по номеру: 8-800-2000-122. Это специальная служба психологической помощи для детей и родителей. Получить консультацию специалиста можно в любое время суток, бесплатно и анонимно.

Помните, что самая главная профилактика суицидов среди детей и подростков – это здоровые, доверительные отношения внутри семьи. Как бы не была загружена ваша жизнь, жизнь ребенка всегда должна быть на первом месте. Научить детей жить в этом мире – это наша ответственность!

 

Спасибо за внимание!

Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет
 

Скачать документ

Интернет-зависимость у подростков

            Сегодня одним из популярных занятий подростка в свободное время стали компьютерные игры и Интернет. Безусловные плюсы современной компьютеризации - это развитие у детей важней­ших операций мышления: обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания. Компьютерные игры развивают и детский ин­теллект, и зрительно-моторную координацию. Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Многим родителям знакома проблема, как усадить школьника за домашние уроки. А на компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, при­обретают элемент игры. Работа на нем обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации. Таким обра­зом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, лежит в основе формирования познавательной мотивации, множества ин­теллектуальных навыков.

Но родители должны понимать, что все должно быть в разумных пределах, иначе «плюсы» начнут превращаться в «минусы».

Используя Интернет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека. Так же, иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни, вследствие чего происходит девальвация нравственности подростка.

          Российский психолог Войскунский А.Е. пишет об интернет -зависимости как об интернет - аддикции. Он выделяет такие проблемы: Нежелание или неспособность отвлекаться от интернета. Досада и раздражение при вынужденных отвлечениях. Неспособность спланировать время входа и выхода работы с Интернетом. Расходование все больших сумм денег для работы в интернете. Готовность лгать, преуменьшая длительность пребывания в интернете. Забывание о домашних делах, учебе, важных встречах, потеря круга общения, пренебрежение своим здоровьем и т.д.

Причины компьютерной зависимости:

- Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его.

- Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

- Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребёнка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность. 

- Общая неудачливость ребёнка.В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация. 

- Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.

- Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Признаки компьютерной зависимости у детей:

  • Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
  • Все свое свободное время ребёнок стремится провести за компьютером или ТВ.
  • Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
  • Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
  • Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
  • Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
  • Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое,
  • Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провёл за компьютером или телевизором;
  • На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится , грубит, может плакать.
  • Теряет контроль над временем, проведенным экраном.
  • Ребенок начинает кушать возле компьютера.
  • Ребёнок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
  • Ребёнок приходит со школы и первым делом садиться под тв или включает компьютер.
  • Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
  • Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы – и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
  • Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов.  Детям младшего школьного возраста – не более получаса, старшего школьного возраста – не более часа в сутки на игры.
  • Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро “захлопывать” запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
  • Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать “достаточно” – компьютер нужен папе.
  • Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод – отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию – к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
  • Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
  • Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
  • Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который “не читал, но осуждаю”.

Для детской психики Интернет – это постоянная угроза получения психологической травмы и риск оказаться жертвой преступников.

Тяжёлая форма компьютерной зависимости лечится у психиатра!!!

 

Список литературы

1.Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6‑я междунар. науч.-практ. конф. Смоленск: СПГУ, 2004. Ч. 1. С. 22–26

2.Войскунский, А. Е. Исследования Интернета в психологии / М. И. Семенов. — М. — Интернет и российское общество. — 2002. — 573 с. — ISBN 5–876–86–948

3. https://multiurok.ru/files/komp-iutiernaia-zavisimost.html

4. Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений; 3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.

5. http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/10/13/roditelskoe-sobranie-kompyuternaya-zavisimost-u

Методическая разработка групповой консультации

«Возрастные особенности обучающихся. Их учёт в учебном процессе»

Цель: информирование педагогов об индивидуальных возрастных особенностях для их учёта в процессе построения стратегий воспитания и обучения.

Задачи:

- определение возрастных периодов;

- характеризация каждого возрастного периода;

- рассмотрение способов построения стратегии обучения и воспитания в каждом возрастном периоде.

Каждый учащийся имеет индивидуальные личностные характеристики (индивидуально-личностные способности, интеллектуальная деятельность, уровень самооценки, работоспособности и т.д.). Тем не менее, всем ученикам в каждом возрастном периоде характерны общие черты.

Существует множество возрастных периодизаций. Авторами их являются П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже. Мы же используем общепринятую периодизацию, с учетом контингента учащихся Центра:

1) дошкольный возраст (5-7 лет);

2) младший школьный возраст (7-11 лет);

3) подростковый возраст (11-15 лет);

4) ранняя юность (15-18 лет);

Наша задача: определить особенности ребёнка согласно его возрастному периоду, и использовать эти особенности для эффективного построения учебной и воспитательной деятельности.

Первый период – дошкольный возраст (5-7 лет).

Чем характеризуется: ведущая деятельность – игра, посредствам которой происходит овладение другими видами деятельности; складывается новая социальная ситуация развития, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

Формирующиеся новообразования:

1) творческая деятельность – способность преобразовывать окружающую действительность, создавать новое. Проявляется это в конструкционных играх, технической и художественном творчестве;

2) единая интеллектуальная деятельность – объединение внешних и внутренних воздействий;

3) возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение;

4) осознание норм и правил ребёнком. Они начинают управлять его поведением, ориентировать действия на произвольные и морально регулируемые поступки;

5) возникновение первичных моральных установок, различение того, что является хорошим и плохим;

6) возникновение мировоззрения – попытки упорядочить, понять закономерности окружающего мира.

Как выстраивать деятельность:

В этом возрасте ребёнок запоминает информацию, если может её прочувствовать – увидеть конкретный образ, услышать, дотронуться. Следовательно, для работы с дошкольниками следует подготавливать наглядный иллюстрационный материал, звуковое сопровождение, макеты и игрушки, а также:

- использовать игровую форму работы;

- менять вид деятельности каждые 15-20 минут из-за низкой концентрации внимания детей;

- хвалить и оценивать его достижения, не акцентируясь на неудачах, ошибках.

Второй период – младший школьник.

Чем характеризуется: готовность к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Готовность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.

Активное формирование эстетического восприятия, творчества и нравственно-эстетического отношения к жизни, закрепляемое в более или менее неизменном виде на всю жизнь; развитие форм мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний.

Трудности младшего школьника в данный период: новый режим дня, жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с одноклассниками в школе и педагогом, апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности.

При этом педагог обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.

Как выстраивать деятельность:

- Самоорганизовывать и самодисциплинировать учащегося посредствам групповых игр, вызывания любопытства, интереса к всевозможным творческим занятиям.

- Координировать и организовывать правильный режим дня.

- Привлекать родителей к совместным воспитательным мероприятиям.

Третий этап – подростковый возраст.

Чем характеризуется:главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных отношений.

Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет три стадии подросткового периода:

1) локально-капризную (10-11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;

2) «право-значимую» (12-13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;

3) «утверждающе-действенную» (14-15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.

Как выстраивать деятельность:

- Принимать во внимание интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними.

- Учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства симпатии и антипатии.

- Достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.

- Поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.

- Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.

Четвертый период – ранняя юность.

Чем характеризуется:в этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.

Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.

Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.

Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.

В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.

Как выстраивать деятельность:

  • Приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных.
  • Поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения, своевременно корректировать и направлять.
  • Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
  • По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
  • Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
  • Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия учащегося, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
  • Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из группы, это может привести к раздражению.

В городt Челябинске 12-29 марта 2019 г. прошел II Всероссийский научно-педагогический форум "Современный ребенок - современный педагог", в работе которого приняли участие 2000 педагогиеских работников системы образования. По итогам форума была утверждена Резолюция "Современный ребенок - современный педагог", с которой Вы можете ознакомиться в документе: 

Скачать резолюцию 

Инормация о форуме размещена на Образовательном портале www.chel-edu.ru

Полезные сайты