Интернет-зависимость у подростков

            Сегодня одним из популярных занятий подростка в свободное время стали компьютерные игры и Интернет. Безусловные плюсы современной компьютеризации - это развитие у детей важней­ших операций мышления: обобщения и классификации, улучшение памяти и внимания. Компьютерные игры развивают и детский ин­теллект, и зрительно-моторную координацию. Интернет предлагает образовательный и полезный опыт, делает содержание усваиваемого материала значимым и ярким, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным. Многим родителям знакома проблема, как усадить школьника за домашние уроки. А на компьютере серьезные занятия выполняются с удовольствием, при­обретают элемент игры. Работа на нем обучает детей новому более простому способу получения и обработки информации. Таким обра­зом, тот интерес, который вызывают занятия на компьютере, лежит в основе формирования познавательной мотивации, множества ин­теллектуальных навыков.

Но родители должны понимать, что все должно быть в разумных пределах, иначе «плюсы» начнут превращаться в «минусы».

Используя Интернет, подросток вместо стремления «думать» и «учить» предпочитает «искать». Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности, которая побуждает нарушать права человека. Так же, иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни, вследствие чего происходит девальвация нравственности подростка.

          Российский психолог Войскунский А.Е. пишет об интернет -зависимости как об интернет - аддикции. Он выделяет такие проблемы: Нежелание или неспособность отвлекаться от интернета. Досада и раздражение при вынужденных отвлечениях. Неспособность спланировать время входа и выхода работы с Интернетом. Расходование все больших сумм денег для работы в интернете. Готовность лгать, преуменьшая длительность пребывания в интернете. Забывание о домашних делах, учебе, важных встречах, потеря круга общения, пренебрежение своим здоровьем и т.д.

Причины компьютерной зависимости:

- Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его.

- Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

- Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребёнка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность. 

- Общая неудачливость ребёнка.В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация. 

- Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.

- Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Признаки компьютерной зависимости у детей:

  • Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
  • Все свое свободное время ребёнок стремится провести за компьютером или ТВ.
  • Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
  • Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
  • Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
  • Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
  • Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое,
  • Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провёл за компьютером или телевизором;
  • На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится , грубит, может плакать.
  • Теряет контроль над временем, проведенным экраном.
  • Ребенок начинает кушать возле компьютера.
  • Ребёнок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
  • Ребёнок приходит со школы и первым делом садиться под тв или включает компьютер.
  • Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
  • Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы – и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.

Советы по предотвращению развития компьютерной зависимости у детей и подростков

  • Так как первопричиной ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, что же побудило ребенка уйти «в компьютер».
  • Неправильно критиковать ребенка, проводящего слишком много времени за компьютером.
  • Если вы видите у ребенка признаки компьютерной зависимости, не обостряйте ситуацию, отведите его к психотерапевту.
  • Можно попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия к ним.
  • Рекомендуется ограничивать доступ детей к играм и фильмам, основанным на насилии.
  • Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов.  Детям младшего школьного возраста – не более получаса, старшего школьного возраста – не более часа в сутки на игры.
  • Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро “захлопывать” запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.
  • Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать “достаточно” – компьютер нужен папе.
  • Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод – отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию – к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.
  • Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.
  • Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.
  • Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который “не читал, но осуждаю”.

Для детской психики Интернет – это постоянная угроза получения психологической травмы и риск оказаться жертвой преступников.

Тяжёлая форма компьютерной зависимости лечится у психиатра!!!

 

Список литературы

1.Андреева И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6‑я междунар. науч.-практ. конф. Смоленск: СПГУ, 2004. Ч. 1. С. 22–26

2.Войскунский, А. Е. Исследования Интернета в психологии / М. И. Семенов. — М. — Интернет и российское общество. — 2002. — 573 с. — ISBN 5–876–86–948

3. https://multiurok.ru/files/komp-iutiernaia-zavisimost.html

4. Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации: учеб.пособие для студентов высших учебных заведений; 3-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.

5. http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/10/13/roditelskoe-sobranie-kompyuternaya-zavisimost-u

Методическая разработка групповой консультации

«Возрастные особенности обучающихся. Их учёт в учебном процессе»

Цель: информирование педагогов об индивидуальных возрастных особенностях для их учёта в процессе построения стратегий воспитания и обучения.

Задачи:

- определение возрастных периодов;

- характеризация каждого возрастного периода;

- рассмотрение способов построения стратегии обучения и воспитания в каждом возрастном периоде.

Каждый учащийся имеет индивидуальные личностные характеристики (индивидуально-личностные способности, интеллектуальная деятельность, уровень самооценки, работоспособности и т.д.). Тем не менее, всем ученикам в каждом возрастном периоде характерны общие черты.

Существует множество возрастных периодизаций. Авторами их являются П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже. Мы же используем общепринятую периодизацию, с учетом контингента учащихся Центра:

1) дошкольный возраст (5-7 лет);

2) младший школьный возраст (7-11 лет);

3) подростковый возраст (11-15 лет);

4) ранняя юность (15-18 лет);

Наша задача: определить особенности ребёнка согласно его возрастному периоду, и использовать эти особенности для эффективного построения учебной и воспитательной деятельности.

Первый период – дошкольный возраст (5-7 лет).

Чем характеризуется: ведущая деятельность – игра, посредствам которой происходит овладение другими видами деятельности; складывается новая социальная ситуация развития, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

Формирующиеся новообразования:

1) творческая деятельность – способность преобразовывать окружающую действительность, создавать новое. Проявляется это в конструкционных играх, технической и художественном творчестве;

2) единая интеллектуальная деятельность – объединение внешних и внутренних воздействий;

3) возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение;

4) осознание норм и правил ребёнком. Они начинают управлять его поведением, ориентировать действия на произвольные и морально регулируемые поступки;

5) возникновение первичных моральных установок, различение того, что является хорошим и плохим;

6) возникновение мировоззрения – попытки упорядочить, понять закономерности окружающего мира.

Как выстраивать деятельность:

В этом возрасте ребёнок запоминает информацию, если может её прочувствовать – увидеть конкретный образ, услышать, дотронуться. Следовательно, для работы с дошкольниками следует подготавливать наглядный иллюстрационный материал, звуковое сопровождение, макеты и игрушки, а также:

- использовать игровую форму работы;

- менять вид деятельности каждые 15-20 минут из-за низкой концентрации внимания детей;

- хвалить и оценивать его достижения, не акцентируясь на неудачах, ошибках.

Второй период – младший школьник.

Чем характеризуется: готовность к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Готовность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.

Активное формирование эстетического восприятия, творчества и нравственно-эстетического отношения к жизни, закрепляемое в более или менее неизменном виде на всю жизнь; развитие форм мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний.

Трудности младшего школьника в данный период: новый режим дня, жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с одноклассниками в школе и педагогом, апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности.

При этом педагог обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.

Как выстраивать деятельность:

- Самоорганизовывать и самодисциплинировать учащегося посредствам групповых игр, вызывания любопытства, интереса к всевозможным творческим занятиям.

- Координировать и организовывать правильный режим дня.

- Привлекать родителей к совместным воспитательным мероприятиям.

Третий этап – подростковый возраст.

Чем характеризуется:главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных отношений.

Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет три стадии подросткового периода:

1) локально-капризную (10-11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;

2) «право-значимую» (12-13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;

3) «утверждающе-действенную» (14-15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.

Как выстраивать деятельность:

- Принимать во внимание интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними.

- Учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства симпатии и антипатии.

- Достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.

- Поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.

- Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.

Четвертый период – ранняя юность.

Чем характеризуется:в этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.

Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.

Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.

Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.

В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.

Как выстраивать деятельность:

  • Приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных.
  • Поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения, своевременно корректировать и направлять.
  • Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
  • По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
  • Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
  • Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия учащегося, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
  • Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из группы, это может привести к раздражению.

В городt Челябинске 12-29 марта 2019 г. прошел II Всероссийский научно-педагогический форум "Современный ребенок - современный педагог", в работе которого приняли участие 2000 педагогиеских работников системы образования. По итогам форума была утверждена Резолюция "Современный ребенок - современный педагог", с которой Вы можете ознакомиться в документе: 

Скачать резолюцию 

Инормация о форуме размещена на Образовательном портале www.chel-edu.ru

Игра «Путешествие в страну здоровья!» 

(в рамках профилактической акции "За здоровый образ жизни")

«Путешествие в страну здоровья!»

Задачи игры:

1.Пропаганда ЗОЖ.

2.Воспитание ответственности о своем здоровье.

3. Формирование у детей коммуникативных навыков, умение работать в коллективе.

Правила игры:

Участвует одна команда (5-7) человек. В кабинете на каждой контрольной «точке» команда выполняет задания и получает подсказки. Команде необходимо разгадать все задания , чтобы пройти квест.

Игра начинается с письма, которое лежит на столе.

Текст письма:

Дорогие друзья!

Я, Президент Страны Здоровья, вынужден просить Вас о помощи! С моим народом происходит что-то ужасное!! У нас украли самую большую ценность – здоровье и спрятали ее в тайной комнате № _. Теперь моя страна на гране гибели! Все стали грустными, раздраженными, стали часто болеть, перестали дружить и радоваться.

Я прошу Вас, открыть эту тайную комнату, чтобы вернуть ЗДОРОВЬЕ жителям нашей Страны, иначе мы все погибнем!

Выполняйте все задания быстро и правильно! Не забывайте , что вместе - вы сила! Первое задание в этом же конверте.

Желаю Вам удачи!

С уважением, Президент Страны Здоровья!

 

Задание 1. Кроссворд

Вопросы к кроссворду:

1.Болеть мне некогда друзья,

В футбол хоккей играю я.

И я собою очень горд,

Что дарит мне здоровье?...

Ответ:(спорт)

2 Я шагаю по квартире, 
Приседаю: три-четыре. 
И уверен твёрдо я, 
С нею ждёт успех меня!                                                                                                                                

Ответ: (зарядка)                                                                                                                                                    

3. Позабудь ты про компьютер.                                                                                                                                  

Беги на улицу гулять.                                                                                                                                  

Для детей полезно очень                                                                                                                                 

Свежим воздухом …                                                                                                                                       

Ответ: (дышать)                                                                                                                                                  

4. Горяча и холодна, 
Я всегда тебе нужна. 
Позовёшь меня – бегу, 
От болезней берегу.                                                                                                                         

Ответ: (вода)                                                                                     

5. Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной

Ответ: (микроб)                                                                                                                                                     

6. В овощах и фруктах есть.                                                                                                                                      

Детям нужно много есть.                                                                                                                                                                    

Есть ещё таблетки                                                                                                                                                

Вкусом как конфетки.                                                                                                                                                

Принимают для здоровья                                                                                                                                                       

Их холодною порою.                                                                                                                                                               

Для Сашули и Полины                                                                                                                                                                    

Что полезно? – ...                                                                                                                       

Ответ: (витамины)                                                                                                                                                        

 

Задание 2.

На полке с книгами – тома сочинений А.С. Пушкина. Чтобы узнать в каком томе подсказка, необходимо провести опыт.

На полке под книгами 5 стаканов с номерами и бутылочка с пахучей жидкостью. Добавьте ее по 1 чайной ложке в каждый стакан. Шипение выдаст  нужную цифру-подсказку.

Пахучая  жидкость –уксус. В четвертом стакане – сода, там и будет реакция, во всех остальных- мука, ничего не измениться.

Дети открывают и перелистывают книгу, находят рисунок стола:

Во втором ящике стола спрятано задание №3

Задание 3. Ребусы « секреты сохранения здоровья».

Необходимо отгадать ребусы и записать полученные слова в клеточки, после выполненного задания, дети получают следующую

Из выделенных букв составляем слово КАРТИНА.

Задание 4.

За картиной спрятаны разрезанные листы бумаги. Если их соединить, получаем следующее : Здоровье!!!!                                                                                                 

Педагог:"Молодцы ребята! Вы нашли потерянное здоровье, а теперь помогите вернуть его жителям волшебной страны".

Задание 5.

Вам нужно из набора букв разгадать пословицу о здоровье.

"Где здоровье — там и красота". ( Дге дозвьеро - амт и тасорак !)

После того, как дети разгадали пословицу, получают письмо.

Ребята, а давайте , подарим рисунок жителям этой страны! давай нарисуем рисунок здоровой страны!

Дорогие ребята!

Вы оказали неоценимую помощь мне и жителям моей страны. Но главное даже не в этом. Главное, чтобы каждый из Вас раз и навсегда понял, чтоЗДОРОВЬЕ - это самая дорогая ценность, что есть у нас . Берегите здоровье, ведите здоровый образ жизни: правильно питайтесь, занимайтесь спортом, своевременно обращайтесь к врачу. Ведь от этого зависит все ваше будущее!

С уважением, Президент страны Вежливых слов!

 

 

          В помощь педагогу: 

о возможности проведения занятий с педагогом-психологом в рамках акции "За здоровый образ жизни".

          Уважаемые педагоги Центра "Истоки"! Предлагаем Вам возможность проведения интерактивных занятии в своих объединениях по темам, представленным в приложенном документе внизу страницы. Занятия на безвозмездной основе проводит психолог городского Центра медицинской профилактики, педагог-психолог высшей квалификационной категории Дмитрий Александрович Лазарев.

          Все занятия проводятся по программам, разработанным общероссийской общественной организацией по поддержке президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело». Программы рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации. Экспертные заключения и рецензии доступны на официальном сайте организации общее-дело.рф.

        Узнать подробную информацию и оставить заявку на проведение занятий можно в городском Центре медицинской профилактики. Контактное лицо: главный внештатный специалист по медицинской профилактике Управления здравоохранения Администрации города Челябинска Дмитрии Сергеевич Прокопьев, тел. 8 (906) 890-15-05

Темы и аннотация занятий

Полезные сайты