Календарь

Август 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Методическая разработка групповой консультации

«Возрастные особенности обучающихся. Их учёт в учебном процессе»

Цель: информирование педагогов об индивидуальных возрастных особенностях для их учёта в процессе построения стратегий воспитания и обучения.

Задачи:

- определение возрастных периодов;

- характеризация каждого возрастного периода;

- рассмотрение способов построения стратегии обучения и воспитания в каждом возрастном периоде.

Каждый учащийся имеет индивидуальные личностные характеристики (индивидуально-личностные способности, интеллектуальная деятельность, уровень самооценки, работоспособности и т.д.). Тем не менее, всем ученикам в каждом возрастном периоде характерны общие черты.

Существует множество возрастных периодизаций. Авторами их являются П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже. Мы же используем общепринятую периодизацию, с учетом контингента учащихся Центра:

1) дошкольный возраст (5-7 лет);

2) младший школьный возраст (7-11 лет);

3) подростковый возраст (11-15 лет);

4) ранняя юность (15-18 лет);

Наша задача: определить особенности ребёнка согласно его возрастному периоду, и использовать эти особенности для эффективного построения учебной и воспитательной деятельности.

Первый период – дошкольный возраст (5-7 лет).

Чем характеризуется: ведущая деятельность – игра, посредствам которой происходит овладение другими видами деятельности; складывается новая социальная ситуация развития, возникают важные новообразования в психической и личностной сферах, происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.

Формирующиеся новообразования:

1) творческая деятельность – способность преобразовывать окружающую действительность, создавать новое. Проявляется это в конструкционных играх, технической и художественном творчестве;

2) единая интеллектуальная деятельность – объединение внешних и внутренних воздействий;

3) возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение;

4) осознание норм и правил ребёнком. Они начинают управлять его поведением, ориентировать действия на произвольные и морально регулируемые поступки;

5) возникновение первичных моральных установок, различение того, что является хорошим и плохим;

6) возникновение мировоззрения – попытки упорядочить, понять закономерности окружающего мира.

Как выстраивать деятельность:

В этом возрасте ребёнок запоминает информацию, если может её прочувствовать – увидеть конкретный образ, услышать, дотронуться. Следовательно, для работы с дошкольниками следует подготавливать наглядный иллюстрационный материал, звуковое сопровождение, макеты и игрушки, а также:

- использовать игровую форму работы;

- менять вид деятельности каждые 15-20 минут из-за низкой концентрации внимания детей;

- хвалить и оценивать его достижения, не акцентируясь на неудачах, ошибках.

Второй период – младший школьник.

Чем характеризуется: готовность к учебной деятельности (уровнем физиологического, психического, интеллектуального развития, который определяет способность учиться). Готовность к взятию на себя новых обязанностей, которая лежит в основе учебной мотивации младшего школьника.

Активное формирование эстетического восприятия, творчества и нравственно-эстетического отношения к жизни, закрепляемое в более или менее неизменном виде на всю жизнь; развитие форм мышления, которые обеспечивают дальнейшее усвоение различных знаний.

Трудности младшего школьника в данный период: новый режим дня, жизни, смена главенствующих авторитетов, новые отношения с одноклассниками в школе и педагогом, апатия, связанная с невозможностью преодолеть эти трудности.

При этом педагог обязательно должен учитывать особенности младшего школьника: произвольность, внутренний план действий и рефлексию, которая проявляется при столкновении с различными дисциплинами.

Как выстраивать деятельность:

- Самоорганизовывать и самодисциплинировать учащегося посредствам групповых игр, вызывания любопытства, интереса к всевозможным творческим занятиям.

- Координировать и организовывать правильный режим дня.

- Привлекать родителей к совместным воспитательным мероприятиям.

Третий этап – подростковый возраст.

Чем характеризуется:главная деятельность – общение со сверстниками; ведущие виды деятельности – учебная, общественно-организационная, спортивная, творческая, трудовая. Подросток приобретает социальный, трудовой опыт, а также познаёт себя в системе моральных, эстетических общественных отношений.

Д.И. Фельдштейн в своих исследованиях обнаружил, что повышение самопознания зависит от того, что происходит замена общей позиции «Я по отношению к обществу» на две, следующие друг за другом позиции «Я в обществе» и «Я и общество». Также он выделяет три стадии подросткового периода:

1) локально-капризную (10-11 лет) – проявляется потребность в признании взрослых;

2) «право-значимую» (12-13 лет) – обусловленная потребностью в социальном признании, которая обнаруживается в речевой форме «я тоже имею право, я могу, я должен»;

3) «утверждающе-действенную» (14-15 лет) – возникает готовность показать себя, выразить свои силы.

Как выстраивать деятельность:

- Принимать во внимание интересы к различным видам деятельности, представителям другого пола и общению с ними.

- Учитывать обостренное чувство собственного достоинства, чувства симпатии и антипатии.

- Достигать четкого понимания детьми целей их деятельности, а также активизировать психологические механизмы стимулирования.

- Поддерживать в подростке позицию его исключительности, что может усиливать познавательную мотивацию.

- Содержание учебной деятельности должно вводиться в современные условия общественно-экономических и социально-бытовых отношений.

Четвертый период – ранняя юность.

Чем характеризуется:в этот период ключевое значение приобретает ценностно-ориентационная активность, которая обусловлена стремлением к независимости.

Основными компонентами этого периода являются дружба, доверительные отношения, которые иногда переходят в более глубокие чувства, такие как любовь.

Старшеклассники пытаются определить дальнейшую стратегию в жизни, выбирают учебные заведения. У них возникает потребность в самоопределении. Чаще всего выбор определенного вида деятельности продиктован не столько склонностью к какому-либо предмету, сколько практической выгодой этой профессии.

Наиболее главное психологическое новообразование этого возраста – это умение старшеклассника планировать свою дальнейшую жизнь, а также искать и находить средства для ее реализации (Д.И. Фельдштейн). Повышается уровень ценностно-мотивационной сферы, возрастает авторитет родителей, участвующих в личностном самоопределении школьника.

В этот период происходит становление завершающего этапа созревания личности, который характеризуется выражением профессиональных интересов, развитием теоретического мышления, самовоспитанием, развитием умения рефлексировать, формированием уровня притязания.

Как выстраивать деятельность:

  • Приобщать личность к общественным ценностям и стимулировать к выбору личных.
  • Поддерживать свободу личности в выборе целей и путей их достижения, своевременно корректировать и направлять.
  • Чётко ставьте цели перед подростком: чего хотим добиться, какими знаниями обладать.
  • По возможности, определяйте прикладную направленность обучения. (Зачем мне это надо знать, как я это применю в жизни?).
  • Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
  • Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия учащегося, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
  • Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из группы, это может привести к раздражению.

В городt Челябинске 12-29 марта 2019 г. прошел II Всероссийский научно-педагогический форум "Современный ребенок - современный педагог", в работе которого приняли участие 2000 педагогиеских работников системы образования. По итогам форума была утверждена Резолюция "Современный ребенок - современный педагог", с которой Вы можете ознакомиться в документе: 

Скачать резолюцию 

Инормация о форуме размещена на Образовательном портале www.chel-edu.ru

Игра «Путешествие в страну здоровья!» 

(в рамках профилактической акции "За здоровый образ жизни")

«Путешествие в страну здоровья!»

Задачи игры:

1.Пропаганда ЗОЖ.

2.Воспитание ответственности о своем здоровье.

3. Формирование у детей коммуникативных навыков, умение работать в коллективе.

Правила игры:

Участвует одна команда (5-7) человек. В кабинете на каждой контрольной «точке» команда выполняет задания и получает подсказки. Команде необходимо разгадать все задания , чтобы пройти квест.

Игра начинается с письма, которое лежит на столе.

Текст письма:

Дорогие друзья!

Я, Президент Страны Здоровья, вынужден просить Вас о помощи! С моим народом происходит что-то ужасное!! У нас украли самую большую ценность – здоровье и спрятали ее в тайной комнате № _. Теперь моя страна на гране гибели! Все стали грустными, раздраженными, стали часто болеть, перестали дружить и радоваться.

Я прошу Вас, открыть эту тайную комнату, чтобы вернуть ЗДОРОВЬЕ жителям нашей Страны, иначе мы все погибнем!

Выполняйте все задания быстро и правильно! Не забывайте , что вместе - вы сила! Первое задание в этом же конверте.

Желаю Вам удачи!

С уважением, Президент Страны Здоровья!

 

Задание 1. Кроссворд

Вопросы к кроссворду:

1.Болеть мне некогда друзья,

В футбол хоккей играю я.

И я собою очень горд,

Что дарит мне здоровье?...

Ответ:(спорт)

2 Я шагаю по квартире, 
Приседаю: три-четыре. 
И уверен твёрдо я, 
С нею ждёт успех меня!                                                                                                                                

Ответ: (зарядка)                                                                                                                                                    

3. Позабудь ты про компьютер.                                                                                                                                  

Беги на улицу гулять.                                                                                                                                  

Для детей полезно очень                                                                                                                                 

Свежим воздухом …                                                                                                                                       

Ответ: (дышать)                                                                                                                                                  

4. Горяча и холодна, 
Я всегда тебе нужна. 
Позовёшь меня – бегу, 
От болезней берегу.                                                                                                                         

Ответ: (вода)                                                                                     

5. Хоть меня не видит глаз,
Заразить могу я вас.
И холерой, и ангиной,
Насморком и скарлатиной

Ответ: (микроб)                                                                                                                                                     

6. В овощах и фруктах есть.                                                                                                                                      

Детям нужно много есть.                                                                                                                                                                    

Есть ещё таблетки                                                                                                                                                

Вкусом как конфетки.                                                                                                                                                

Принимают для здоровья                                                                                                                                                       

Их холодною порою.                                                                                                                                                               

Для Сашули и Полины                                                                                                                                                                    

Что полезно? – ...                                                                                                                       

Ответ: (витамины)                                                                                                                                                        

 

Задание 2.

На полке с книгами – тома сочинений А.С. Пушкина. Чтобы узнать в каком томе подсказка, необходимо провести опыт.

На полке под книгами 5 стаканов с номерами и бутылочка с пахучей жидкостью. Добавьте ее по 1 чайной ложке в каждый стакан. Шипение выдаст  нужную цифру-подсказку.

Пахучая  жидкость –уксус. В четвертом стакане – сода, там и будет реакция, во всех остальных- мука, ничего не измениться.

Дети открывают и перелистывают книгу, находят рисунок стола:

Во втором ящике стола спрятано задание №3

Задание 3. Ребусы « секреты сохранения здоровья».

Необходимо отгадать ребусы и записать полученные слова в клеточки, после выполненного задания, дети получают следующую

Из выделенных букв составляем слово КАРТИНА.

Задание 4.

За картиной спрятаны разрезанные листы бумаги. Если их соединить, получаем следующее : Здоровье!!!!                                                                                                 

Педагог:"Молодцы ребята! Вы нашли потерянное здоровье, а теперь помогите вернуть его жителям волшебной страны".

Задание 5.

Вам нужно из набора букв разгадать пословицу о здоровье.

"Где здоровье — там и красота". ( Дге дозвьеро - амт и тасорак !)

После того, как дети разгадали пословицу, получают письмо.

Ребята, а давайте , подарим рисунок жителям этой страны! давай нарисуем рисунок здоровой страны!

Дорогие ребята!

Вы оказали неоценимую помощь мне и жителям моей страны. Но главное даже не в этом. Главное, чтобы каждый из Вас раз и навсегда понял, чтоЗДОРОВЬЕ - это самая дорогая ценность, что есть у нас . Берегите здоровье, ведите здоровый образ жизни: правильно питайтесь, занимайтесь спортом, своевременно обращайтесь к врачу. Ведь от этого зависит все ваше будущее!

С уважением, Президент страны Вежливых слов!

 

 

          В помощь педагогу: 

о возможности проведения занятий с педагогом-психологом в рамках акции "За здоровый образ жизни".

          Уважаемые педагоги Центра "Истоки"! Предлагаем Вам возможность проведения интерактивных занятии в своих объединениях по темам, представленным в приложенном документе внизу страницы. Занятия на безвозмездной основе проводит психолог городского Центра медицинской профилактики, педагог-психолог высшей квалификационной категории Дмитрий Александрович Лазарев.

          Все занятия проводятся по программам, разработанным общероссийской общественной организацией по поддержке президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело». Программы рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации. Экспертные заключения и рецензии доступны на официальном сайте организации общее-дело.рф.

        Узнать подробную информацию и оставить заявку на проведение занятий можно в городском Центре медицинской профилактики. Контактное лицо: главный внештатный специалист по медицинской профилактике Управления здравоохранения Администрации города Челябинска Дмитрии Сергеевич Прокопьев, тел. 8 (906) 890-15-05

Темы и аннотация занятий

Беседа "Здоровый образ жизни" (в рамках межведомственной профилактической акции "За здоровый образ жизни")

Цели: Рассмотреть здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества. Сформулировать понятие “Здоровье человека”. Раскрыть позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека.
Ведущий 1. Начнем нашу беседу с вопросов:

  • Что такое здоровье человека?
  • Какие факторы определяют здоровье человека
  • Кто несет ответственность за сохранение здоровья человека?

      Вспомним, какие пожелания обязательно присутствуют родным и близким, товарищам в поздравительных открытках? Почему пожелание здоровья в той или иной формулировке присутствует в каждом поздравлении?
     Вывод: здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

      При встречах, расставаниях с близкими, дорогими людьми, поздравлениях с торжественными датами мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т.к. это залог полноценной и счастливой жизни.
- Зачем здоровье необходимо?
Здоровье помогает выполнить нам наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь в обществе.
-  Что такое здоровье?
Много раз на этот вопрос отвечали представители разных наук, разных стран, времен и народов. Наиболее распространенные варианты ответов:
Здоровье  – это отсутствие болезни.
Болезнь – это нарушение здоровья.
Давайте сформулируем собственное определение понятия “здоровье”

   Здоровье – это физическое и психическое благополучие человека.
Всемирной Организацией Здравоохранения дано такое определение: Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Ведущий 2. А сейчас обратимся к пословицам. В них сосредоточена народная мудрость, раскроем их смысл: Пословицы:

  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
  • Паршивому поросенку и в петровки холодно.
  • Праздная молодость – беспутная старость.
  • Голова седая, да душа молодая.

А теперь давайте выделим признаки физического, психического и нравственного здоровья

Признаки физического здоровья

Признаки психического здоровья

Признаки нравственного здоровья.

  • Чистая гладкая кожа.
  • Здоровые зубы.
  • Блестящие чистые ногти.
  • Блестящие, крепкие волосы.
  • Подвижные суставы.
  • Упругие мышцы.
  • Хороший аппетит.
  • Здоровое сердце.
  • Ощущение бодрости в течение дня.
  • Работоспособность.
  • Уверенность в себе.
  • Эмоциональная стабильность
  • Легкая переносимость климатических изменений
  • Легкая адаптация к новому сезону.
  • Уверенность в преодолении трудностей.
  • Оптимистичность
  • Отсутствие страхов.
  • Умение нравиться окружающим.
  • Умение делать выбор между
  •  добром и злом.
  • Доброта и отзывчивость
  • Справедливость и честность.
  • Цель в жизни – образование и
  • саморазвитие.
  • Умение отвечать за совершенные
  • поступки.
    • Гуманные отношения с людьми
    • Стремление помочь людям.
    • Патриотизм.

 

    Ведущий 1. Сегодня мы затронули одну из главных тем безопасности жизни человека - это проблема наркозависимости среди молодежи. А знаете ли вы признаки и симптомы употребления наркотиков?


Признаки и симптомы употребления наркотиков


Физиологические признаки:
- бледность кожи;
- расширенные или суженные зрачки;
- покрасневшие или мутные глаза;
- замедленная несвязная речь;
- потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
- хронический кашель;
- плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).


Изменения в поведении:
- нарастающее безразличие ко всему;
- уход из дома и прогулы в школе, на работе по непонятным причинам;
- ухудшение памяти;
- трудности в концентрации внимания;
- бессонница;
- болезненная реакция на критику;
- частая и резкая смена настроения;
- повышенная утомляемость, сменяемая повышенной энергичностью;
- избегание общения с людьми, с которыми раньше был близок;
- постоянные просьбы дать денег;
- пропажа из дома ценностей, книг, одежды;
- частые телефонные звонки;
- самоизоляция, уход от участия в семейных делах.


Очевидные признаки:
- следы от уколов, порезы, синяки;
- бумажки, свернутые в трубочки;
- маленькие ложечки;
- капсулы, пузырьки, жестяные банки;
- лекарства снотворного или успокоительного действия;
- папиросы.


   Ведущий 2. Прослушайте советы: как распознать, что ваш друг, родственник начал принимать наркотики.


- Он (она) стал часто исчезать из дома. Причем эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок.
- Он (она) начал очень часто врать. Версии обманов либо абсолютно примитивны и однообразны,
либо наоборот, слишком витиеваты и непонятны.
- За достаточно короткий промежуток времени у него (нее) практически полностью поменялся круг друзей. Новые товарищи забегают на секундочку о чем-то пошептаться у двери. Появилось большое количество таинственных звонков и переговоров по телефону.
- Его (ее) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Он изменился, стал по отношению к вам более холодным, недоверчивым, “чужим”.
- У него (нее) изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда всю ночь проходит по комнате.
- Стали пропадать деньги или вещи.
- Чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, пытается спрятать глаза и быстро убежать в комнату.


Как себя вести, если вы подозреваете, что ваш друг или родственник употребляет наркотики:
- не впадать в панику;
- внимательно наблюдать за ребенком, не демонстрируя чрезмерного волнения;
- не читать мораль и ни в коем случае не угрожать и не наказывать его;
- не верить обещаниям, что он сам сможет справиться со своим влечением;
- попытаться уговорить его обратиться к специалистам;
- самое главное - поддержать друга, проявив внимание и заботу.


    Ведущий 1. Помните опасности, связанные с употреблением наркотиков
- передозировка ведет к потере сознания и даже смерти;
- аварии в состоянии наркотического опьянения;
- привыкание, физическая и техническая зависимость;
- растерянность, плаксивость, галлюцинации;
- эмоциональная возбудимость и неадекватное поведение;
- провалы в памяти;
- головокружение и тошнота после принятия;
- СПИД и другие заболевания в результате пользования одной иглой;
- потеря стремлений, лень;
- врожденные дефекты у детей;
- эмоциональные и физические нарушения

список литературы:

  • 1.Абросимова  М.Ю. Здоровье молодёжи / М.Ю.Абросимова и др. –Казань: «Медицина», 2007.-220 с.
  • 2. Назарова Е.Н.Здоровый образ жизни и его составляющие/ Е.Н.Назарова, Ю.Д.Жилов. –М.: Издательский центр «Академия»,2007
  • 3.Филиппов П.И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни/ П.И.Филиппов, В.П.Филиппова. –М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.-288 с.

Полезные сайты