Календарь

Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Законодательное регулирование информационной безопасности детей

Стремительное развитие информационных технологий заставило современное поколение детей и подростков столкнуться с принципиально новыми вызовами. Процесс социализации через градиционные институты (семьи, школы) все активнее дополняется средствами массовой информации и массовых коммуникаций, особенно информационно-телекоммуникационной сетью «Интернет» (далее - сеть
«Интернет»), которые становятся важнейшими институтами социализации, образования и просвещения нового поколения, в определенной мере замещая традиционно сложившиеся формы.
При разумном и эффективном сотрудничестве общественных и государственных институтов информационные и коммуникационные технологии могут быть ключевыми элементами политики, способствующими сохранению
культуры России, укреплению нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитию системы культурного и гуманитарного просвещения.
Распоряжением Правительства РФ от 02.12.2015 г. № 2471 -р утверждена Концепция информационной безопасности детей, в соответствии с которой, государственная политика в области обеспечения информационной безопасности детей основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами:
-необходимость формирования у детей умения ориентироваться в современной информационной среде;
-воспитание у детей навыков самостоятельного и критического мышления;
-создание условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности;
-обеспечение широкого доступа детей к историческому и культурному наследию России через использование современных средств массовых коммуникаций;
-открытость и взаимодействие с другой информационной культурой и традициями, формирование у детей объективного представления о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации.
Совместные усилия всех участников медиарынка должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей, включая такие недопустимые формы поведения, как агрессивное поведение, применение насилия и проявление жестокости по отношению к людям и животным, совершение действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью, суицид, занятие проституцией, бродяжничество и другие виды противоправного поведения.
При реализации государственной политики в области информационной безопасности детей учитываются психолого-педагогический и художественнокультурный аспекты при оценке содержания информационной продукции в контексте обеспечения информационной безопасности детей позволяет обеспечить личностное, морально-нравственное и культурное развитие детей - участников глобального информационного процесса.
Так же в достаточной мере эффективен возрастно-психологический подход к оценке вредного воздействия информационной продукции на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей, который учитывался при создании Федерального закона РФ от 21.12.2010 «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию». Законодателем введен механизм административного регулирования вопроса защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью.
Так, статьей 6.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и развитию. Частью второй данной статьи предусмотрена административная ответственность за
неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством Интернета информации в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программноаппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
В соответствии со статьей 6.21 КоАП РФ, пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выражающаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающих
интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно - наказуемого деяния, является административным правонарушением и влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 1000000 руб. и приостановление деятельности организации до 90 суток. Действия, совершенные с применением средств массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети
«Интернет», также административно наказуемы. Привлечение лиц к административной ответственности по статье 6.26 КоАП РФ следует и за организацию публичного исполнения произведений литературы, искусства и народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурнопросветительского или зрелищно-развлекательного мероприятия, в том числе при повторном совершении данных действий. Наказание предусмотрено в виде штрафа размером до 100000 руб.
Также являются административным правонарушением действия лиц по распространению экземпляров аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, печатной продукции, содержащих нецензурную брань, без специальной упаковки и текстового предупреждения, за них следует наказание по статье 6.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере до 100 000 руб.
При злоупотреблении свободой массовой информации, в соответствии со статьей 13.15 КоАП РФ - незаконном распространении информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий
(бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа в размере до 1млн. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения.
В соответствии с приказом Минсвязи и массовых коммуникаций от 16.06.2014 № 161 утверждены требования к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты
детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Данные требования применяются при обороте информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в местах, доступных для детей, а также при предоставлении в соответствии с ч. 1 ст. 14 данного закона доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», в местах, доступных для детей. При обнаружении печатной продукции или распространения информации, запрещенной для детей в СМИ, на интернет - ресурсах, до возникновения негативных последствий для ее потребителей, вопрос об ограничении доступа к такой информации решается в гражданском порядке. Прокуроры обращаются в суд с заявлениями в защиту неограниченного круга лиц, чьи интересы затронуты в результате распространения сведений, содержащих и пропагандирующих насилие, жестокость, экстремистские настроения и другие.

Чем опасен эксремизм

Проявление экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошедшие периоды существования Российского государства. Особое место в этом ряду занимает экстремистское поведение молодежи. Экстремизм как приверженность крайним взглядам и действиям стал повседневной реальностью нашего существования, превратился в угрозу национальной безопасности государства. В этой ситуации проблема борьбы с молодежным экстремизмом становиться общегосударственной задачей, включающей в себя различные аспекты ее реализации.
Причин возникновения этого явления именно в молодежной среде может быть множество, это снижение уровня жизни значительной части населения; изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных
возможностей, усиление агрессии среди подростков.
В перечень основных причин роста экстремистского поведения молодежи также следует включить недостаточную социальную зрелость, социальное неравенство, желание самоутвердиться, недостаточный профессиональный и жизненный опыт, невысокий (неопределенный, маргинальный) социальный статус, проблема занятости молодежи. Молодежный экстремизм обычно начинается с выражения пренебрежения к действующим в обществе правилам и нормам поведения или в отрицании их, потому, что молодежь во все времена была подвержена радикальным настроениям в силу возрастных ее свойств, и даже в спокойные в
социальном и экономическом плане времена количество радикально настроенных людей среди молодежи было всегда выше, чем среди остального населения. Кроме того, молодежь является легкой добычей деструктивных сил общества, поэтому изначально хулиганские, граничащие с преступлениями выходки становятся впоследствии основой проявления экстремистской деятельности. При этом наиболее подвластны влиянию взрослых преступных элементов молодые люди подросткового возраста. Отсутствие четких политических ориентации молодежи усугубляет политическую напряженность, нестабильность и порождает
потенциальную опасность вовлечения большинства из них в преступления экстремистской направленности, основой которых являются политические противоречия.
Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (ч.ч. 1 и 2 ст. 29). Это
соответствует и международноправовым стандартам, которые, провозглашая право каждого человека на свободное выражение своего мнения, в то же время устанавливают, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к
дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом (ст. ст. 19 и 20 Международного пакта о гражданских и политических правах). Статьей 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, санкция данной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 300 тысяч до 600 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо принудительными работами на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок от 2 до 6 лет.

Полезные сайты